Юрий Синельщиков: Ведомственный контроль над следствием превратился в круговую поруку

27 сентября 2018 12:00 – КПРФ
Юрий Синельщиков: Ведомственный контроль над следствием превратился в круговую поруку
Депутат Государственной думы Юрий Синельщиков (фракция КПРФ)

Ведомственный контроль Следственного комитета над предварительным следствием оказался неэффективным, а в ряде мест превратился в круговую поруку, заявил депутат Государственной Думы Юрий Синельщиков на пленарном заседании палаты

«В условиях сужения надзорных полномочий прокурора на досудебной стадии уголовного судопроизводства и рассмотрения судами до 70% дел в особом упрощенном порядке происходит деградация следствия», – сказал парламентарий.

По его словам, эта деградация проявляется в снижении основных показателей эффективности и качества расследования, росте допускаемых следователями нарушений, обусловленных игнорированием ими основ уголовного и уголовно-процессуального законодательства, а также правил квалификации преступлений. Также увеличивается количество нарушений прав граждан, в том числе на доступ к правосудию в разумный срок, на свободу и личную неприкосновенность. Юрий Синельщиков сообщил, что ежегодно прокурорами выявляется свыше одного миллиона фактов неисполнения требований закона следователями МВД, Следственного комитета и ФСБ.

«Анализ статистических показателей свидетельствует, что большинство нарушений законов приходится на следственные органы МВД (52%), далее следуют органы дознания МВД (40%), за ними следователи Следственного комитета РФ (7%) и менее одного процента приходится, в целом, на органы расследования ФСБ, ФТС, ФССП, МЧС России», – рассказал парламентарий.

Он отметил, что наиболее остро проблемы предварительного расследования проявляются в деятельности Следственного комитета РФ. Так, с 2013 по 2017 год число установленных прокурорами нарушений закона в деятельности следователей СК России выросло с 293 до 368 тысяч. На 43% возросло количество вынесенных прокурорами постановлений о признании доказательств недопустимыми (с 519 в 2013 г. до 743 в 2017 г.). Почти на 50% увеличилось количество отмененных прокурорами незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела (с 305 до 456).

По словам Юрия Синельщикова, крайне острой остается проблема укрытия преступлений от учета. «Обозначенное явление получило распространение во всех органах предварительного следствия и дознания. В этих органах по инициативе прокурора в 2017 году поставлено на учет 148 тысяч преступлений, ранее известных, но по различным причинам не зарегистрированных. Среди них 16 тысяч тяжких и свыше 3 тысяч особо тяжких деяний», – сказал он.

«Ведомственный процессуальный контроль за следствием, в силу корпоративности, не является эффективным средством обеспечения законности. Об этом свидетельствуют данные о законности прекращения и приостановления производства по уголовным делам. Общее число дел органов следствия и дознания, где такие решения были вынесены незаконно и отменены прокурорами, в 2017 году составило 470 тысяч», – подчеркнул Юрий Синельщиков.

Он завил, что материалы, имеющиеся во фракции КПРФ, свидетельствуют о том, что органы расследования остаются зависимыми от политических установок и местных властей, и особенно заметно это бывает в случаях разрешения сообщений о нарушениях избирательного законодательства. «Проверки этих сообщений проводятся месяцами, превращаясь в суррогат следствия, и дела по их результатам возбуждаются крайне редко», – отметил парламентарий.

«Анализ материалов Центральной избирательной комиссии РФ по результатам второго тура выборов губернатора Приморского края, а также материалов, полученных бригадой ЦК КПРФ, которая выезжала в Приморской край, свидетельствуют о том, что в ряде районов и городов края власти воспрепятствовали нормальной работе избирательных комиссий, а также учинили фальсификацию избирательных документов и итогов голосования. В действиях этих лиц усматриваются признаки преступлений, предусмотренных статьями 141, 142, 142-1 УК РФ. Об этих нарушениях сообщали буквально все российские средства массовой информации, однако уголовные дела по сообщениям возбуждены не были, и даже проверки начались только после поступления заявлений от членов избирательных комиссий, наблюдателей и других активистов КПРФ», – сказал Юрий Синельщиков.

Он отметил, что политизация предварительного следствия особенно ярко проявилась в деле В.И. Бессонова. «Этот депутат фракции КПРФ 6 созыва известен в Ростовской области и в стране, как яркий лидер коммунистов, организатор многочисленных акций протеста. Эта его деятельность и породила уголовное дело о нанесении Бессоновым удара двум полицейским во время проводимой в Ростове в 2011 году встречи депутатов Госдумы с гражданами. Без малого семь лет уголовного процесса 12 сентября 2018 года завершились обвинительным приговором в отношении бывшего депутата, с которым ни один юрист не согласится. Я не говорю о том, что вмененные ему факты нанесения удара не доказаны, об этом сказано в печати и с этой трибуны достаточно. Самое главное то, что в тех условиях у полиции не было оснований для пресечения встречи депутатов с гражданами: собравшиеся не нарушали общественного порядка, не создавали ни для кого помех и препятствий, а само мероприятие в момент нападения на людей со стороны полиции уже завершалось. Полицейского, который действует неправомерно, статья 318 УК, по которой квалифицированы действия Бессонова, не может защищать. Убежден, что этот довод, который проигнорировали следователи и суд, будет главным в решении вопроса о признании приговора незаконным в Европейском суде по правам человека. Уверен, что там Бессонов выиграет свой иск», – сказал политик.

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
11:15
Специальный репортаж «Право на песню» (12+)