Ловушка бедности

28 декабря 2017 16:01

Пару лет тому назад в российский правительственный новояз прочно вошли так называемые экономические ловушки. Обманная суть этой ловушки в том, что нельзя увеличивать среднюю зарплату граждан России и доходы семьи, так как это якобы повлечет увеличение денежной массы, что в свою очередь вызовет нежелательный рост цен. Короче, гражданам нашей страны лучше жить на голодном пайке. О подоплеке этого странного умозаключения размышляет доктор экономических наук Семен Кимельман.

Естественно, придворными российскими экономистами обманная ловушка бедности сопровождается доказательствами, что экономически такая ловушка возникает в развитых странах, в большинстве государств Европы. При этом, конечно, не сопоставляются средние зарплаты и доходы семей европейских стран с российскими, первые, как известно, в разы выше. Не упоминается, что эффективным механизмом борьбы и выхода из ловушки бедности в Европе служит рост выпуска физических единиц продукции массового потребления. Удивительно, что к обоснованию обманной ловушки бедности активно присоединился Центробанк. В этом году Эльвира Набиуллина несколько раз открыто заявляла, что рост зарплат и доходов семьи надо приостановить. Именно это отражено в принятом федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (ФЗ № 362-ФЗ, 5 декабря 2017 года).

Приведу цитату из  статьи директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяной Малевой («Российская газета», 29.11.2017 г.): «Бедность существует всегда и везде, вопрос только в ее масштабе и структуре… Например, есть феномен добровольной бедности, когда люди с определенной философией отказываются от потребления... Наша нынешняя бедность – это не бедность недоедания, не голодные обмороки на улице. Сегодня в России 22 миллиона человек – 15 процентов населения – имеют доходы ниже прожиточного минимума... Это не столь уж много…»

Действительно, в наше время недоедания и обмороков мало. Но разве в этом заключается смысл бедности?

При нашем российском прожиточном минимуме (ниже или около 10–13 тыс. рублей в зависимости от возраста и региона) действительно ноги не протянешь от недоедания и не будешь часто падать в обморок – на хлеб, картошку и капусту для российского «борща из топора» хватит. А чтобы добавить к рациону еды мясо, рыбу, настоящее молоко (не разбавленное и не порошковое), настоящий (не пальмовый) сыр и т.п., необходимо, чтобы прожиточный минимум (похожий на минимум в европейских развитых странах) был не менее 50–60 тыс. рублей. А это, как минимум, УЧЕТВЕРИТ число бедных в России – до 80–90 млн человек, что подтверждается исследованиями В.А. Барсукова («Улики», «Советская Россия», 14.12.2017 г.) в его статье «Как победить бедность…»

Продолжим рассуждения Т. Малевой о ловушке бедности. Она подразделяет бедность на хроническую (читай, настоящую) и кратковременную. «Кратковременная бедность характерна для семей с детьми. Родился ребенок – и денег уже не хватает. В России это стало чуть ли не нормой... Хроническая бедность опасна тем, что из нее трудно выбраться. Люди попадают в так называемую «ловушку бедности». Это означает, что дети из бедного домохозяйства будут ограничены в доступе не только к деньгам, но и ко всем социальным ресурсам. Это заведомо худшие условия в здравоохранении, образовании... «Ловушка бедности» может сложиться в детстве, в самом начале жизненного пути человека, и потом всю жизнь он не сможет из нее вырваться».

В приведенной цитате многое перевернуто с ног на голову. Через «ловушку бедности» делается обоснование материнского капитала и только что введенных доплат при рождении ребенка и вплоть до полуторалетнего возраста для малообеспеченных семей опять-таки исходя из прожиточного минимума.

Зададимся вопросом: можно ли говорить в России о справедливом обществе, если власти признают НЕРАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ для большинства семей? Обратим внимание, что в вышеприведенной цитате не названа истинная причина бедности большинства населения России и хронического неравенства, порожденного сломом социалистической общественно-экономической формации в 1992 году и переходом к капитализму.

Об этом известно каждому жителю нашей страны. Также понятно, что это известно Кремлю, правительству, всем ветвям власти и, конечно, Федеральному собранию, принимающему законы о бедности.

Мне удивительно то, что за 17 лет президентства В. Путина бедность и порожденное в 1992 г. неравенство возможностей российских граждан до сих пор доминирует в России. Еще более удивительно было слышать на съезде «Единой России» 23 декабря 2017 г. выступление В. Путина, в котором он назвал УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ В РОССИИ УНИЗИТЕЛЬНЫМ.

* * *

Зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец, ответственная за социальный блок в кабмине, во всеуслышание заявила, что в нашей (ее) стране существуют (читай, влачат существование) РАБОТАЮЩИЕ БЕДНЫЕ.

Где это видано, в какой развивающейся стране (даже при капитализме) есть работающие бедные? Нигде!

Только в нашей родной стране минимальный размер оплаты труда (в российском аббревиатурном сокращении – МРОТ, созвучно с УМРЕТ) нищенский. Да и он не всегда соблюдается.

Распространено такое позорное явление, как прием на работу на 0,5 и даже 0,2 ставки. Поразительно, что понятие «работающие бедные» ввела в обиход Ольга Голодец, бывшая ранее топ-менеджером богатейшей компании «Норникель». И впрямь сытый голодного не разумеет. 
Если констатируется тот факт, что есть у нас работающие бедные, то почему правительство и его социальный блок не принимали действенных мер по недопущению этого позорного явления? Почему нужно было указание президента страны о выравнивании прожиточного минимума с МРОТ, если по нашему законодательству это надо было сделать 20 лет назад?

В нашей стране много экономических парадоксов и неурядиц. Законы есть, но они либо не соблюдаются, либо в них есть специальные нормы, которые позволяют их не соблюдать. Либо в законах указано, что нужно разработать и принять методики по их исполнению. В частности, только что приняты законы по выравниванию в 2018–2019 годах МРОТ и прожиточного минимума для социально малообеспеченных граждан, но нет методики, кого и как считать малообеспеченными. Более того, порядок расчета прожиточного минимума до сих пор не узаконен, так как до сих пор идут споры и дискуссии, что конкретно включать в прожиточный минимум, сколько и какие продовольственные и непродовольственные товары, сколько и какие услуги надо учитывать. 

Министр финансов Антон Силуанов официально заявил, что от четверти до трети зарплат в России выплачиваются по «серым» схемам и в конвертах. По оценкам экспертов, теневая зарплата у нас составляет 4,5–6,0 трлн рублей. Теневая экономика усилилась в последние три-четыре года. Подчеркнем, что теневая экономика, составляющая сегодня половину зарплат, не увеличивает доходы граждан. Средняя официальная зарплата, по данным Росстата (если ему верить), составляет сегодня 38 тыс. рублей.

В теневой, «серой», экономике зарплата сопоставима с росстатовской. В связи с теневой экономикой чиновники предлагают ввести налог на тунеядство, налог на бездетность и т.п. Но пока эти предложения в Кремле отвергнуты, по крайней мере до выборов президента.

В правительстве и Госдуме РФ не утихают разговоры о переходе к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц. Справороссы предложили начинать прогрессию НДФЛ с доходов зарплаты депутатов Госдумы – 450 тыс. рублей. С какого бодуна пришло им это в голову? Сколько человек в России получает в России такие зарплаты?

По упомянутым выше исследованиям В.А. Барсукова, среднемесячный заработок высокооплачиваемых менеджеров (а их 11,6 млн человек) составляет 69 тыс. рублей. Члены клана высшей бюрократии и крупного бизнеса численностью всего 227 тыс. человек получают в среднем 2,5 млн рублей в месяц на человека.

Вот что о прогрессивной шкале НДФЛ говорит Т. Малева: «К прогрессивному налогообложению как к возможному способу преодоления массовой бедности я отношусь отрицательно. У нас уже была прогрессивная шкала и было очень высокое уклонение от налогов. Нынешние 13 процентов – это некий консенсус, это ровно столько, сколько общество готово отдать добровольно. Возвращение к прогрессивной шкале может укрепить только теневую экономику, а не благосостояние широких масс».

Когда я вчитывался в подобные откровения придворной экономистки, у меня невольно возникли следующие мысли. Прогрессивная шкала НДФЛ принята практически во всех развитых и развивающихся странах мира. У богатых изымается до 50% и даже до 60–70% (у сверхбогатых) их доходов. Из развитой Франции, где установлены очень высокие  ставки НДФЛ, начали убегать высокооплачиваемые французы. Недавно (в 2013 г.) президент В. Путин лично подписал указ о российском гражданстве и выдаче российского паспорта французскому актеру Жерару Депардье, который «поселился» в г. Саранске (Мордовия). Также ему предоставили жилье в Чеченской Республике. Причина широко известная – Депардье убежал из Франции, чтобы не платить высокие налоги на свои доходы. Правда, в 2016 г. Ж. Депардье переехал жить в Бельгию, но при этом сохранил российский паспорт и российское гражданство.

И я подумал. Как было бы здорово ввести в России французскую прогрессивную шкалу НДФЛ, чтобы это побудило наших богатеев уехать в страны с низкой шкалой НДФЛ! Ведь денежное богатство клана российских олигархов и богатеев-чиновников является ворованным...
Но, увы, В. Путин однозначно заявил, что еще не пришло время вводить прогрессивный НДФ и что нужно этот вопрос вынести на всенародное обсуждение.

Следовательно, пусть клан богатеев ворует дальше и богатеет за счет бедных граждан.

* * *

Центробанк в этом году заявил и обосновывает наличие в России так называемой инфляционной ловушки. Смысл ее в том, что дальнейшее снижение инфляции вызовет увеличение спроса населения на наличные деньги, увеличение денежной массы в обращении, что без роста производственных товаров повлечет всплеск (рост) цен на лекарства, продовольственные товары, услуги и т.п.

Ежедневно в сводках ЦБ РФ фиксируется инфляция за прошедший месяц (за октябрь 2017 г. она была 2,7%, за ноябрь инфляция снизилась до 2,5%). Цель по инфляции на весь 2017 г. по «желанию» ЦБ РФ поставлена на уровне 4%.

Э. Набиуллина утверждает, что если инфляция падает, как это имеет место сегодня, до 2,5%, то это плохо и для населения, поскольку начнется неуправляемый рост цен, что механизм таргетирования и поддержания ключевой ставки (с 16.12.2017 г. она установлена на уровне 7,75%) на высоком уровне перестанет работать. Короче, граждане нашей страны должны рукоплескать действиям Центробанка по сдерживанию роста инфляции, которая до 2020 г. должна быть на уровне 4%.

Это очередной полнейший обман населения.

В Америке ключевая ставка 1,25–1,5%. В ряде развитых стран Европы ключевая ставка менее 1% и даже имеет отрицательное значение (–0,5%), что обеспечивает устойчивость европейских цен и по многим товарам даже их снижение.

Почему в России упала инфляция в последние месяцы? Это отчетливо видно из описания обманной ловушки бедности. Четыре года подряд падают доходы населения и уменьшается реальная зарплата. В этом основная причина. Плюс к этому уменьшается объем инвестиций в промышленное производство. Разгромленная в ельцинские годы промышленность почти не восстанавливается. Кризисное дно проваливается все глубже и глубже, хотя придворные экономисты и Минэкономразвития весь 2017 г. твердят, что падение экономики приостановлено и начинается ее рост.

Спрашивается: верит ли хотя бы один российский гражданин, что в ноябре уровень инфляции составил 2,5%? Уверен, что таких граждан НЕТ. Впрочем, и сам Центробанк, и Набиуллина не верят своим начертанным цифрам инфляции.

Вот нам со всех «ящиков» и центральных СМИ говорят, что в ноябре цены (инфляция), по сравнению с октябрем, снизились на 0,2%, а тот же (даже очень лживый) Росстат зафиксировал (не мог не сделать этого) в некоторых регионах России рост цен на 5–8%, то есть выше в 25–40 раз, чем по сведениям Центробанка.

Спрашивается: почему нас обманывает Центробанк? Ответ простой – потому что он работает на власть и деньги имущих. А «деньги заказывают музыку».

Последние подробности

Прямой эфир
22:20
Дискуссионный клуб «Точка зрения» (12+)