Антинаучный эксперимент над наукой. Интервью академика РАН Бориса Кашина

28 января 2018 8:00
Антинаучный эксперимент над наукой. Интервью академика РАН Бориса Кашина
Академик РАН Борис Кашин

На вопросы газеты «Правда» отвечает заместитель академика-секретаря отделения математических наук Российской академии наук, член ЦК КПРФ, депутат Госдумы 5-го и 6-го созывов академик РАН Борис КАШИН

— Борис Сергеевич, как вы оцениваете политику Кремля и правительства в области науки?

— Политика разрушительная. Так ее справедливо оценили профсоюз работников РАН и другие профсоюзы науки еще в 2007 году. С тех пор положение лишь усугубилось. Уже четверть века движущими силами этой политики выступают невежество, стяжательство и вредительство.

— И какую из этих трех нынешних «добродетелей» вы ставите на первое место?

— Не берусь определять приоритеты, но последствия ряда решений власти, в том числе пресловутого Федерального закона №253 о реформе Российской академии наук, следует проанализировать с точки зрения безопасности государства. Недавно я предлагал отправить на экспертизу Бортникову (руководителю Федеральной службы безопасности РФ. — В.Т.) еще один проект, разработанный в правительстве.

Из выступления Б.С. КАШИНА на заседании экспертного совета по фундаментальным и прикладным исследованиям при Комитете по образованию и науке Госдумы РФ, обсуждавшем подготовленный министерством образования и науки РФ проект программы «Фундаментальные научные исследования в интересах долгосрочного развития и обеспечения конкурентоспособности общества и государства» (ноябрь 2017 года):

«Наше отделение математических наук обсуждало проект программы минобрнауки. Мы предлагаем президиуму (РАН. — В.Т.) не поддерживать его. Дальше хочу высказать свою личную точку зрения. Я внимательно все читал, и у меня появилось желание написать письмо Бортникову в ФСБ, чтобы проверить вообще: это не вредительство ли? Имеется ли здесь какой-то подтекст или нет?»

В этом проекте удивляет многое. Прежде всего — предлагаемые министерством целевые показатели выполнения программы. Они таковы, что возникает мысль: в России ли они написаны? Оценка работы научных коллективов определяется не решением важных для науки или экономики задач, а… числом международных центров, участвующих в исследованиях (их должно быть не меньше 20%), долей публикаций в соавторстве с иностранными учеными и т.д. Вы можете представить, чтобы такие целевые индикаторы устанавливались, скажем, по атомному проекту или ракетно-ядерному щиту? Да по любой работе, имеющей стратегическое значение? При этом чиновники, не понимая, как будет развиваться российская наука, и не спросив ученых, поделили между ведомствами все запланированные на науку до 2025 года деньги.

— Авторы таких инициатив не чувствуют ответственности за свои проделки?

— Вот именно. И такой подход сегодня господствует повсюду. Возьмем вузы. Там вводится так называемый эффективный контракт. Это значит, что профессорам предлагается взять обязательство в течение полутора-двух лет (таковы типовые сроки этих контрактов), помимо преподавания, написать определенное число статей и опубликовать их в престижных журналах. За невыполнение этих обязательств их могут уволить. Более того, бывают случаи, когда перед работником выдвигаются просто абсурдные требования, скажем, обязательство получить грант. Человек, далекий от науки и образования, узнав про подобные требования, не сразу поймет, что речь идет о прямом издевательстве над учеными и преподавателями. Более того, долгие годы промывки мозгов через СМИ не прошли для нашего общества даром. Все хотят видеть своих детей образованными, а страну — передовой, но при этом многие спокойно смотрят на падение ниже плинтуса авторитета профессии ученого и преподавателя. Увы, научно-педагогическое сообщество занимает только глухую оборону.

— С чем связано такое беззубое поведение представителей профессии?

— С бесправием. После внедрения в нашу жизнь принципа «я начальник — ты дурак, ты начальник — я дурак» каждый опасается за свое рабочее место. Или ищет работу в другой стране. Во всем мире, в отличие от современной России, давно поняли, что для развития науки и образования необходимо обеспечить ученым и преподавателям социальную защиту и стабильную занятость. Во всем мире (но не у нас!) ученые и преподаватели сами решают вопросы своей профессиональной деятельности. Но, по мнению российской власти, наши ученые на это не способны. Недавно я был в Сенегале на конгрессе Всемирной федерации научных работников. Там обсуждалось положение ученых в разных странах. Мой вывод: даже в Африке, не говоря уже об экономически развитых странах, нет такого унизительного положения, как в РФ.

Возьмем частный, но очень важный вопрос: аттестацию научно-преподавательских кадров. По инициативе ректора Петербургского университета Кропачева ввели присвоение ученых степеней непосредственно вузами, то есть ликвидировали государственный контроль за качеством диссертаций (между тем к нему и так много претензий), но сохранили все атрибуты государственного диплома. Эта вредная инициатива не обсуждалась учеными, но по инициативе правительства была закреплена федеральным законом. Ее навязали сверху. Почему? Может, потому, что премьер Медведев учился у Кропачева… Теперь, когда такой порядок введен уже в 20 вузах и научных учреждениях, спохватились: что же мы наделали?! Это один из примеров современной практики принятия в РФ государственных решений, касающихся науки.

Система финансирования науки разрушена, редакционно-издательская деятельность разрушена, библиотеки институтов стоят пустые, не получая даже отечественных журналов, региональные научные центры парализованы, академическая аспирантура разрушена… Но самым мощным ударом по науке стал закон о РАН 2013 года, который передал управление наукой чиновникам специально созданного Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Именно он загнал в тупик научную жизнь.

Я пытался найти хотя бы какой-нибудь положительный пример государственного решения, касающегося науки, — не нашел. Бесконечно ссылаются на «майские указы» президента 2012 года. По моему мнению, в части, касающейся науки, лучше бы их отменить. Это некачественные документы с нечетко сформулированными целями. К тому же стремление чиновников любой ценой отрапортовать об их исполнении наносит большой вред. Так, указ требует повысить среднюю зарплату ученых до двойной средней зарплаты по региону. Казалось бы, благая цель. Но как ее реализуют? Сотрудники целых научных коллективов переводятся на полставки при сохранении прежней зарплаты. В результате в отчетах зарплата якобы выросла вдвое.

Чтобы прекратить эти манипуляции, грубо нарушающие права ученых, достаточно прокуратуре проверить положение дел в институтах, подведомственных ФАНО. Но, несмотря на сигналы в СМИ, реакции компетентных органов нет. А чиновники ФАНО не понимают, что научные труды — не кирпичи и результативность научной работы нельзя измерять лишь количеством опубликованных статей. Формируя государственное задание институтам на 2018 год, ФАНО фактически подталкивает ученых к халтуре.

— Вы имеете в виду решение, которое вызвало протест ученого совета Математического института имени В.А. Стеклова РАН, в стенах которого мы сейчас беседуем?

— Да.

«Заявление ученого совета МИАН

О принципах формирования государственного задания

Ученый совет МИАН выражает свое категорическое несогласие с принципами формирования государственного задания, объявленными ФАНО на 2018 год, и с увеличением количества планируемых публикаций по сравнению с 2017 годом пропорционально увеличению финансирования…

Планируемое количество публикаций в году не может быть поставлено в прямую зависимость от предполагаемого финансирования, получаемого институтом. Подобный подход деформирует стиль научной работы, снижает научную ценность публикаций и на практике приводит лишь к профанации публикационной активности. В качестве показателей при определении параметров государственного задания должны учитываться не только журнальные публикации, но и другие виды научной деятельности организации, требующие финансовых и прочих затрат.

Государственное задание и используемые ФАНО параметры отчетности должны в обязательном порядке согласовываться с институтом с учетом его собственных планов развития и мнения Российской академии наук и независимых экспертов…»

— ФАНО отреагировало на заявление ученого совета МИАН?

— Официальной реакции пока нет, но, возможно, начнутся какие-то переговоры.

— А проявили ли с вами солидарность ученые других академических институтов?

— Пока я знаю, что наше заявление единогласно поддержано ученым советом ПОМИ (Петербургское отделение Математического института) РАН, группой научных сотрудников Института синтетических полимерных материалов имени Н.С. Ениколопова РАН, клубом «1июля», объединяющим ряд видных ученых.

— Скромно.

— Это объяснимо. Перед институтами и их директорами стоит задача выжить в условиях непрекращающихся экспериментов власти над научной средой. Но я уверен, что цену нашим правителям ученые хорошо знают.

— Власть — понятие широкое. Наверное, здесь его надо конкретизировать.

— Источник проблем российской науки, конечно, не в ФАНО и даже не в правительстве. Они порождены произволом путинской власти.

Из выступления депутата Госдумы Б.С. КАШИНА от фракции КПРФ на пленарном заседании Государственной думы 17 сентября 2013 года:

«Фактически все ниточки тянутся к администрации Путина, а представители правительства Ливанов и Голодец были использованы для прикрытия, чтобы запутать депутатов. Напомню, что говорила Голодец: «Не бюрократы должны определять направления исследований, это должно направлять научное сообщество…» И одновременно подсовывала Думе идею о передаче руководства институтами РАН «эффективным менеджерам». Подчеркну: не имущество передается, а выработка научной политики!

После продолжительной, хотя и неофициальной встречи Путина с Фортовым в августе появилась надежда, что власть услышит ученых. Путин, отвечая на вопросы членов Совета по правам человека, заявил, что поддержал все предложения ученых РАН, кроме одного. Но не тут-то было. Вчера коллеги из «Единой России» передали нам поправки к законопроекту, подготовленные в администрации президента. Без обмана не обошлось. Власть не свернула с пагубного пути и хочет, чтобы в научных институтах хозяйничали чиновники…

Все, что происходит сейчас с академической наукой, позорное деяние Путина».

— Возникает естественный вопрос: чего добивается власть, разрушая Российскую академию наук? Какие глубинные мотивы и цели такого ее поведения?

— Целей несколько. РАН мешала нынешней российской власти, потому что была способна провести серьезный научный анализ и дать объективное экспертное заключение по важнейшим вопросам жизни страны. А для этой власти любое независимое мнение, адекватно отражающее действительность, губительно, потому что все, что она творит в области научно-технической политики, в сфере управления, никакой критики не выдерживает. Это — первое.

Второе: наличие в России сильной и независимой науки не входит в планы наших западных «партнеров». Они и их спецслужбы имеют здесь мощное лобби, стараются внедрить в нашей стране все критерии и стандарты, которые считает нужным рекомендовать нам Америка, чтобы поставить российскую науку в положение плетущейся в хвосте мировой погони за знаниями. Реформа РАН и другие шаги Кремля и правительства РФ объективно способствуют реализации этих установок.

Не исключаю, что есть и третья цель. С помощью непрекращающихся «реформ» сконцентрировать в своих руках финансовые потоки, направляемые в науку. Они, безусловно, незначительны для выхода российской науки на передовые рубежи, но, с точки зрения персон с мощным хватательным инстинктом, достаточно велики, чтобы стремиться их оседлать. Об этом убедительно говорят события в Роснано, Сколково и т.п.

Наверное, этот перечень может быть продолжен, разрушителям наверняка присущ комплекс мотивов и целей их действий. Но главным из них считаю стремление власти обеспечить полную «управляемость» и тотальный «одобрямс». А пока им не удается уничтожить РАН, они стремятся превратить ее в малозначащую, второстепенную структуру.

Из выступления депутата Госдумы Б.С. КАШИНА на пленарном заседании Государственной думы 2 июля 2013 года:

«С кем правительство и господин Ливанов в их войне с РАН? С ними недавно сбежавший либеральный экономист Гуриев, который с Ливановым вел подкоп под Российскую академию наук. С ними Кох. Напомню, что это соратник Чубайса, бывший вице-премьер, занимавшийся приватизацией. Он написал в «Фейсбуке», что в академии надо «все сжечь напалмом, там все трупы, давно пора разогнать эту шарашкину контору старых маразматиков… Сейчас Ливанова будут обвинять в покушении на святыни. Господи, как достали эти козлы!» Такие гаденыши, как Кох, управляли нашим государством. Беда же в том, что «палочка Коха» многих поразила в нашей власти».

(Для лучшего представления об указанных персонажах сообщаем: сейчас Д.В. Ливанов является представителем президента РФ, то есть В.В. Путина, по торгово-экономическим связям с Украиной, а А.Р. Кох в 2015 году переехал на постоянное место жительства в Германию. В том же году, как сообщает интернет, бывший вице-премьер РФ в честь дня независимости Украины возложил цветы к могиле С. Бандеры.)

Последние подробности

Прямой эфир
05:45
Дискуссионный клуб «Точка зрения» (12+)