Карьера на карьере

4 февраля 2018 8:00
Карьера на карьере

Скоростное шоссе Москва – Санкт-Петербург начали строить шесть с половиной лет назад, в сентябре 2011 года. Завершить планировали к лету 2018-го, как раз к чемпионату мира по футболу. Дороги, по известному выражению классика, являются одной из двух главных бед России. Федеральная автомобильная трасса М11, как ее обозначают в географических указателях, должна была показать иностранным гостям чемпионата, что с этой бедой в нашей стране справились: движение с европейским комфортом, без рытвин и ухабов, ширина от четырех до десяти полос в каждом направлении, расчетная скорость – 150 километров в час.

В срок дорогу протяженностью 684 километра уже не построят. Не успеют. И понятно почему. Еще на стадии проекта строительство оказалось в центре скандалов. Вначале возмущались защитники подмосковного Химкинского леса из-за того, что значительная часть деревьев подлежала вырубке. Властям удалось погасить протесты, однако вскоре начались скандалы с подрядчиками. Государство не платило по счетам, и фирмы одна за другой стали отказываться от контрактов.

О том, что дорога не будет готова к чемпионату мира по футболу, министр транспорта Максим Соколов объявил еще в августе 2017 года. Но ответственных за срыв даже не пожурили. Министр умело отчитался, сказав, что ряд участков все-таки построен, так что езжай – не хочу. И это действительно так, в чем убедилась съемочная группа телеканала «Красная Линия», проехавшая по уже сданным в эксплуатацию участкам трассы. Однако странностей и проблем, связанных с этой дорогой, тоже хватает.

На М11 съемочная группа Дениса Берестова заехала со стороны подмосковного Зеленограда. Первый «ухаб» обнаружился уже на въезде. Запредельная плата отпугивает даже относительно благополучных москвичей: 800 рублей за проезд на легковом автомобиле от Москвы до Зеленограда и обратно. Неудивительно, что на трассе маячили всего три автомобиля, зато расположенное рядом Ленинградское шоссе было забито под завязку и практически стояло.

…Доехав до деревни Андрейково в Тверской области, съемочная группа свернула налево, в сторону деревни Игнатово. Еще совсем недавно эти места считались престижными. До областного центра всего 17 километров, зато природа – как в лучших национальных парках: первозданная красота, лес, озера, чистейший воздух. Именно об этом мечтал Денис Жуков, когда переезжал в деревню Игнатово с семьей из Твери, – чтобы дети дышали кислородом. Но не тут-то было. Сегодня вдыхать приходится все больше не озон, а пары бензина и солярки.

– Младшей дочке недавно исполнился годик, – рассказывает Денис. – Думал, буду баюкать ее днем в коляске на крыльце своего дома. Но куда там: теперь здесь с утра до ночи шум от экскаваторов и грузовиков. Нежданно-негаданно тут стали разрабатывать песчаный карьер. Песок и гравий идут на строительство платной дороги М11.

Ольга Романова – староста деревни Игнатово. Излагает съемочной группе телеканала «Красная Линия» хронологию событий.

– 4 ноября прошлого года у выезда из леса установили передвижные бытовки. И сразу же начали вырубать лес. Когда мы спросили, что происходит, нам ответили, здесь будет песчаный карьер. Представляете, чуть ли не в 50 метрах от домов! Подмоет почву, и все: деревня съедет в сторону карьера. Не будет нашей деревни! На месте близлежащего леса, которому так радовались Денис Жуков и его дети, теперь песок да глубокие ямы. И ведь официального разрешения на разработку карьера именно в этом месте жители Игнатово так и не увидели, как ни пытались.

Сергей Иванов – член инициативной группы деревни Игнатово. Один из самых въедливых – все время задает вопросы. Он хочет, чтобы на эти вопросы ответила областная власть.

– Где официальное разрешение на разработку песчаного карьера площадью 26 гектаров? Почему постановление губернатора было подписано 4 ноября, а 9 уже выдали лицензию на добычу? Ведь за пять дней оформить необходимые документы нереально! Почему не было паспорта объекта при въезде на карьер? И почему сразу не указали: кто заказчик, кто подрядчик, почему не было контактных телефонов?

Вопросов у Сергея Иванова много. Причем на некоторые власти вроде бы уже ответили. Правда, каких трудов это стоило, лучше не вспоминать.

Жителям удалось выяснить, что добычу песка и песчано-гравийной смеси ведет ГУП «Торжокское дорожно-ремонтное строительное управление». Песок, разумеется, идет на строительство федеральной автотрассы М11. Это очень выгодно – до строящейся дороги всего четыре километра. Для подрядчиков дорожного строительства минимум затрат, максимум прибыли. Для жителей деревни – сплошные мучения.

Под руководством старосты Ольги Романовой и активиста Сергея Иванова составили обращение к губернатору Тверской области Игорю Рудене. Когда он приступал к исполнению своих обязанностей в сентябре 2016 года, то обещал навести порядок с песчаными карьерами во всей области. Их хотели организовать в одном месте, вдали от человеческого жилья, чтобы никому не мешать. Но получилось иначе: неразбериха с карьерами не исчезла, хотя появился областной монополист по добыче песка – ГУП «Торжокское ДРСУ». А у простых жителей возникли неожиданные проблемы.

– Для нас принципиально важно, чтобы карьер был удален от деревни на расстояние 500 метров, – говорит Ольга Романова. – Чтобы выпутаться, власти приложили к официальным документам старый план деревни, сделанный еще до того, как она сильно разрослась. Разве так можно?!

По словам старосты, власти обещают: на месте карьера со временем возникнет озеро, так что ни природа, ни жители не пострадают. Но в это здесь никто не верит.

– Какое озеро, если наша деревня располагается на самом высоком месте Тверской области? – недоумевает Ольга. – Перепад высоты с областным центром составляет 70 метров. Глубина скважин для водоснабжения у нас здесь минимум 35 метров. Что за озеро? Глупости все это и обман!

Однажды в этих местах уже остановили незаконную разработку песчаного карьера. Тогда на сторону здешних активистов встала прокуратура. Что будет на этот раз, игнатовцы предсказывать не берутся. Есть ведь и негативный опыт. В районе соседней деревни Обухово и близ поселка Бурашево несколько лет назад тоже добывали песок. И тогда убеждали, что на месте карьера возникнет озеро. Но теперь там ни песка, ни озера. Практически лунный пейзаж с огромными кратерами, заполненными строительным и бытовым мусором. Поэтому за свое будущее жителям Игнатово придется бороться. В обращении к губернатору Игорю Рудене они так и написали: «Люди придут и лягут под ковш, раз компетентные органы бессильны!»

А еще они напомнили «единороссу» Рудене о его предвыборных обещаниях. В 2016 году он уверял жителей Тверской области, что не только построит деловой центр «Тверь-Сити» и презентационный комплекс «Экспо-Тверь», взяв кредиты у московских банков, но и поднимет сельское хозяйство, сохранит леса, к решению хозяйственных вопросов будет подходить рационально и на законных основаниях. Но пока, как всем очевидно, это по каким-то причинам не получается.

Если потребуется, жители деревни Игнатово готовы выйти на борьбу против новоявленных «генералов песчаных карьеров». Не откликнется губернатор – готовы писать президенту и генеральному прокурору. В конце концов они могут смириться даже с тем, что на их комфорт и благополучие власти попросту наплюют. К такому обращению за последние годы люди привыкли, не удивляются. Не только в Тверской области – практически во всей России. Жители деревни Игнатово говорят о другом: начиная разработку песчаного карьера у них под носом, власть нарушила законы. Те самые законы, которые принимает «единороссовское» большинство в Государственной думе. Согласно этим законам, никакой добычи песка здесь быть не должно.

Прислушается ли власть к этим аргументам? А если не прислушается, то что делать? Неужели действительно ложиться под ковш?

Специальный репортаж «Карьера на карьере» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-151932/.

Последние подробности

Прямой эфир
06:45
Художественный фильм «Третий удар» (12+)