Дом стоит, свет горит

14 июня 2018 11:34
Дом стоит, свет горит

О доме №63 по улице Тертия Филиппова знают сегодня во всем Ржеве. Несколько его жильцов вступили в неравную борьбу с городской администрацией и твердо стоят на своем. А между тем сам дом их стоит на земле очень нетвердо. Разрушается с каждым днем. На стенах трещины, в подвале вода. Электропроводку в любой момент может замкнуть. Жилье официально признано аварийным. Но выезжать отсюда, а также брать у властей заниженную компенсацию люди не хотят. Уверены, что за свои права надо бороться до конца. Чтобы все было по справедливости…

– Ну, что вам показать? – встречает Валентина Сергеевна Догадаева съемочную группу телеканала «Красная Линия» на пороге своей квартиры. – Пойдемте в гостиную. Полюбуйтесь: раньше здесь была дверь-купе, а теперь, чтобы войти, мне приходится самой переносить дверь в сторону.

Эту дверь хозяйка носит туда-сюда уже целый год. Ее сломали грузчики, когда пришлось в спешке распродавать свою обстановку.

– А что было делать? – сокрушается женщина. – Администрация города буквально выдворяла нас из жилья. Я тогда и мягкую мебель продала за бесценок, лишь бы ее поскорее увезли.

Сейчас в своей двухкомнатной квартире площадью 53 квадратных метра пенсионерка Валентина Догадаева живет одна. Муж, который когда-то мог и дверь починить, и ремонт сделать, умер. Да и соседей по дому почти не осталось: три человека на весь подъезд.

О том, что этот дом следует признать аварийным, жильцы заговорили еще несколько лет назад. Куда только не писали, но безрезультатно. Рядом с лестничными маршами наклеили полоски бумаги, чтобы наглядно показать: стены расходятся. И действительно, через несколько дней наклейки порвались. Депутат фракции КПРФ в Ржевской городской думе Владимир Борисович Кондратинский сразу же позвонил в Москву в министерство по чрезвычайным ситуациям, рассказал о происходящем. Сотрудники ржевского подразделения МЧС приступили к проверке.

– О том, что дом разрушается и должен быть признан аварийным, сотрудники местного МЧС заявили мне в ту же ночь, – вспоминает Владимир Борисович. – Дело наконец-то сдвинулось с места…

Главный редактор Ржевской телекомпании «Независимая студия РИТ» Екатерина Дунцова убеждена: если бы не активная позиция Кондратинского, все могло бы кончиться катастрофой. Ржевские власти наотрез отказывались проводить экспертизу здания. Дунцова считает, что они и не стали бы ничего делать, пока дом не обрушился бы.

– В подвале постоянно стояла вода, стены проседали, – рассказывает Екатерина. – Уже крыша начала обламываться. А в мэрии жильцам говорят: «Проводите независимую экспертизу». Иными словами, сами собирайте деньги и платите, городская администрация все равно этого делать не будет.

Деньгами не расстаралась и управляющая компания. Типа: «денег нет, но вы держитесь» – такого рода ответы дает гражданам России не только «новый-старый» премьер-министр, но и вообще многие из тех, кто сегодня при власти. Если на самом верху отвечать так считают возможным, то почему этого нельзя делать на муниципальном уровне – приблизительно так они рассуждают.

Люди тем временем ждали, что их дом капитально отремонтируют. Куда там! «Аварийное жилье? – спросили в городской администрации. – Ну так давайте с вещами на выход, да поскорее!» Вот и весь разговор.

Впрочем, глава администрации Ржева Вадим Родивилов считает, что проблему с переселением из аварийного жилья город все же решил. Обитателям дома №63 по улице Тертия Филиппова предложили денежные компенсации, и большинство от них не отказалось.

– Эти деньги предоставил именно муниципалитет, – с видимым удовлетворением рассказывает Вадим Родивилов. – К помощи федерального бюджета мы не обращались, только правительство Тверской области выделило нам беспроцентный кредит в 30 миллионов рублей.

Людей попросили выехать из квартир в марте прошлого года. Предложили на время переселиться к родным и друзьям. И кто-то действительно выехал. Но остальных такой вариант не устроил: кто поручится, что, оставь они свое жилье, власти про них уже и не вспомнят и ни старых, ни тем более новых квартир у них не будет? Администрация города на подобное непослушание ответила: раз так, то дом будет отключен от коммуникаций.

О том, что произошло дальше, журналистам телеканала «Красная Линия» рассказал ржевский адвокат Дмитрий Деянов. Он вспоминает: такого наплыва клиентов, как в тот мартовский день, у него никогда не было.

– Видите, офис у меня крохотный, одно название, – показывает юрист свое рабочее место. – Прихожу на работу, а народу не протолкнуться. Чуть ли не все жильцы аварийного дома собрались здесь.

Деянов тогда поработал на совесть. Дом от коммуникаций отключить не позволили. Власти оставили и воду, и газ, и электричество. Однако компенсации рассчитали, что называется, «от фонаря», 26 тысяч рублей за квадратный метр. Такова по формальным признакам средняя стоимость жилья на вторичном рынке во Ржеве. Но что такое «средняя стоимость»? Берут стоимость элитных квартир в центре, суммируют с ценой бараков на окраинах, получают среднее арифметическое. Но ведь квартиры на улице Тертия Филиппова стоят куда дороже! Неудивительно, что часть жильцов с таким подходом не согласились. Разница между их оценкой и предложением властей составила 30 миллионов рублей.

Екатерина Дунцова вела телерепортажи практически с каждой встречи обитателей дома с представителями городской администрации.

– Людям говорили: «Вам что дороже: собственная жизнь или деньги? Берите, что дают, дом-то не сегодня-завтра рухнет!» – рассказывает она.

Несогласным предложили обращаться в суд. Это тоже «фирменный стиль» сегодняшних российских властей, и не только во Ржеве. Ведь знают, что в суд многие не пойдут, не захотят год за годом тратить свои время и нервы.

Так и получилось. Судиться с городской администрацией решились единицы.

Сейчас у адвоката Дмитрия Деянова только четыре клиента из всего трехподъездного дома. В их числе и Валентина Догадаева.

– Пусть что хотят со мной делают, хоть на улицу выкидывают, но я из этой квартиры никуда не уеду, – твердо говорит женщина. – Потому что она стоит на полмиллиона рублей больше компенсации, которую мне предлагают в мэрии.

В ответ на это глава Ржевской администрации Вадим Родивилов вполне спокойно и уверенно повторяет: «Не согласны с нашими условиями – пусть обращаются в суд. Если и выиграют, все равно получат не много».

Кстати, три таких делах ржевские власти уже проиграли. В пользу жильцов аварийного дома с них взыскали от 800 до 600 тысяч рублей. По меркам провинциального Ржева деньги весьма приличные. Поэтому Валентине Догадаевой есть за что бороться. И отступать она не намерена.

Окна одной из ее комнат выходят на бывший военный завод. Именно от этого предприятия Валентина Сергеевна и ее супруг получали свое жилье. Женщина смотрит на территорию бывшего завода, и из ее глаз текут слезы. Кто же мог знать, что через тридцать лет жизнь повернется такой стороной…

Специальный репортаж «Дом стоит, свет горит» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-160027.

Последние подробности

Прямой эфир
13:10
Художественный фильм «Ночной патруль» (12+)