Верхневолжский оффшор

18 ноября 2018 8:00
Верхневолжский оффшор
Стихи Евгений Смирнов пишет всю жизнь. А также и прозу – для заводской многотиражки. Пишет о том, как стучат станки в цехах родного комбината, как в его окнах не гаснет свет. Пишет о родном городке Наволоки на берегу Волги в Ивановской области, по улочкам которого гуляют козы и даже коровы. Пишет о любви, о природе, смысле жизни и, конечно, о Родине. Беседой с поэтом и заводским корреспондентом Евгением Смирновым, журналисты телеканала «Красная Линия» и начали свое путешествие по Ивановской области.

Стихи у Евгения бывают разные. Есть трогательные, добрые и простые. О том, как живут сегодня обычные люди в российской глубинке.

Да, мы провинция. Но вовсе не глухая.
Не говорите, что живем мы, как кроты,
Что исчезаем, водку пьем, не просыхая,
А ночью воем на луну от нищеты.
Нет, мы не пленники унылой безнадеги,
Не копим зависти, не чествуем господ,
И на участках приусадебных под ноги
Роняем честный трудовой соленый пот.

Приусадебные участки, о которых пишет Евгений, в Наволоках – это настоящее спасение. Без них здесь жить было бы совсем трудно. Но не только приусадебным хозяйством живы наволокчане. Недавно тут появились планы развития местной экономики. Вот только что из этих планов выйдет, пока совершенно непонятно.

В феврале 2018-го городской округ Наволоки получил статус территории опережающего социально-экономического развития. Сокращенно – ТОСЭР. Проект долго готовили местные предприниматели совместно с чиновниками из областной и районной администраций. Идею «продавили» при помощи нового ивановского губернатора Воскресенского. И снизили налоги на местный бизнес с 32 до семи процентов.

Первоначально статус территорий опережающего социально-экономического развития разрабатывался для районов Дальнего Востока. Потом его стали распространять на моногорода. Главная цель, как и следует из названия, – ускоренное развитие. Для этого и снижают налоги.

Развитие в городском округе Наволоки началось со спиливания деревьев, которые выросли в промышленной зоне за годы запустения после разрушения СССР. Пока к промзоне ведет грунтовая дорога. Валерий Смышляев, исполнительный директор компании «Техоснастка», рассказывает, что должно быть построено здесь в ближайшее время: инструментальный завод, производство по литью пластмассы, ткацкая фабрика, которая будет выпускать бинты.

Когда-то на этой территории располагались склады госрезерва. Была отстроена приличная инфраструктура – а потом годы безвременья. И вот теперь опять наметилось оживление. В нескольких сотнях метров от площадки будущего завода пластмасс – речной причал с высокой стенкой. На него тут возлагают особые надежды. Зерновой терминал «Волга» называют водными воротами Ивановской области. Именно здесь могут загружаться корабли класса река – море. И этот терминал также входит в ТОСЭР.

Компания «Навтекс» производит около 60 процентов марли в России. В наволокской ТОСЭР ее называют якорным проектом. Председатель совета директоров «Навтекса» Дмитрий Кокшаров утверждает, что после выхода на проектную мощность здесь будут трудиться около тысячи человек. Да и сейчас предприятие работает в две смены. Рабочие обслуживают 250 китайских станков. И это оборудование во многом превосходит европейские аналоги.

Ткачиха Ирина Ветюгова говорит, что обращаться с такими станками легко. Ходи и нажимай кнопки. Главное – это внимание и точность. А зарплата – около 30 тысяч рублей «грязными». У мужа Ирины сезонная работа в Москве: он устанавливает кондиционеры. Хорошее подспорье у супругов – собственный огород. И своей жизнью они в принципе довольны. Но это пока. Потому что срок действия статуса ТОСЭР в Наволоках – всего десять лет. А потом развитого производства здесь может и не быть. Поэтому впереди – неизвестность.

Предприниматель Михаил Беляев – председатель общественной организации «Совет директоров» городского округа Кинешма Ивановской области. Он тоже полагает, что десять лет для ТОСЭР – слишком маленький срок.

– Год-два потребуются для разгона, для организации производства, потом лет пять уйдет на то, чтобы окупить инвестиции. А когда зарабатывать? – спрашивает Михаил. – Режим ТОСЭР надо вводить минимум лет на 15–20. Тогда будут стабильность и развитие.
Выход предприниматель видит в том, чтобы через 10 лет переместить производство в другую зону с льготным налоговым режимом. А как быть рабочим? Ведь все они вслед за производством переехать не смогут!

О том, как производству приходится кочевать по Ивановской области, здесь знают не понаслышке. Юрий Скоморохов работает на Кинешемской прядильно-ткацкой фабрике №1 начальником службы охраны. В конце лета фабрику закрыли, оборудование вывезли в Наволоки, в зону опережающего развития, – 72 станка, компрессоры. Хорошо, что городок недалеко от Кинешмы, всего 15 километров. Почти весь персонал фабрики удалось забрать туда.

– Кто объяснит, какая в этом экономическая логика? – возмущается Юрий. – Ради развития Наволок разрушают в Кинешме несколько предприятий, фактически ликвидируют трудовые коллективы. Сейчас на нашей фабрике остались только охрана и сотрудники котельной.
Люди говорят прямо: наволокский офшор развивается в ущерб районному центру – Кинешме. При этом ничего нового предприниматели из Кинешмы в Наволоках не создают.
– Они просто переводят туда уже существующие предприятия ради налоговых льгот, – объясняет главный редактор портала «Кинешемец» Денис Комаровский. – Кинешма скоро может вообще остаться без предприятий, а люди – без работы.

Дмитрий Саломатин – депутат Ивановской областной думы, член фракции КПРФ. Он считает, что, хотя в Наволоках формально планируют открывать рабочие места, на самом деле об опережающем социально-экономическом развитии области речь пока вести рано.
– Кинешма и Наволоки – это сообщающиеся сосуды, – объясняет парламентарий. – В одном месте прибыло – значит в другом убыло. А где тогда развитие?

Наталья Шепелева заведует историческим отделом Кинешемского художественно-исторического музея. В городе она человек известный.

– У нас в Кинешме были очень крепкие, слаженные трудовые коллективы, – рассказывает женщина. – А традиции – еще дореволюционные. Тогда здесь активно работали партийные организации большевиков, происходили стачки, столкновения с полицией.

Сегодня в Кинешму вернулся капитализм. Конкуренция, прибыль, частные интересы. Социальное развитие при таком подходе глубоко вторично. ТОСЭР в Наволоках – это, по сути дела, офшор, налоговая гавань для предпринимателей. И пока, к сожалению, ничего больше.

Глава Кинешемского района Сергей Герасимов планирует создание в Наволоках двух тысяч новых рабочих мест в течение десяти лет работы ТОСЭР. Надежда на то, что местные жители, работающие вахтовым методом в Москве и других крупных городах, перестанут туда уезжать.

– Трудовые ресурсы у нас есть, – считает глава района. – Но их надо правильно использовать. Создавать достойные условия труда, поднимать зарплату.

Чем закончится эксперимент в Наволоках, сказать пока трудно. Евгений Смирнов в стихах, наверное, приукрасил:

Пусть живем мы все время на сдачу
От великих проектов страны,
Но ловить не устанем удачу
Даже в редкие сети казны.
Город строит, растет, расцветает,
Молодеет, рожает, творит,
Любит, учится, верит, мечтает.
Пашет землю, метет и... сорит.
Мы пока еще только в разминке.
Шепчет Волга, волну шевеля.
Города надо строить в глубинке,
Но чтоб видели их из Кремля.

Специальный репортаж «Верхневолжский оффшор» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-170360.

Последние подробности

Прямой эфир
08:35
«МультУтро» (6+)