Специальный репортаж "Кру-гом! Покиньте помещение!"

Обсудить
Скачать
Код

Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев недавно получил отставку. И сразу же — новое назначение. Стал исполняющим обязанности главы того же региона, который возглавлял до этого. Скоро Куйвашев пойдёт на выборы и, вероятно, переизберётся на новый срок. У него, как говорится, «всё в порядке». 

ЗАТО не в порядке дела у жителей Свердловской области. Сотрудница комбината питания Еланской воинской части Ольга Кузьмина смогла встретиться со съёмочной группой «Красной Линии» только на улице. Объяснила, что больше негде. Районный суд постановил: выселить Ольгу и её несовершеннолетних детей из занимаемой квартиры без предоставления другого жилья.

А начиналось всё не так уж плохо. Несколько лет назад Ольга Кузьмина, как многодетная мать с тремя детьми, получила от министерства обороны служебную квартиру в городе Камышлове, но потом её пришлось отдать. Ольга могла бы остаться в квартире, если бы проработала в систе-ме министерства обороны ещё один год и пять месяцев. Не получилось…

Жилищный кодекс, принятый ещё в Советском Союзе, действовал до 2005 года. Депутатам от «Единой России» это сильно не нравилось, и они решили переписать законодательство по-своему. Относиться к проблемам людей по-человечески пресловутые «народные избранники» не захотели. В советском Жилищном кодексе перечислялись двенадцать причин, по которым человека нельзя было выселить из служебного жилья. «Единороссы» в соответствующей статье Жилищного кодекса оставили только четыре пункта. И гражданские служащие военной части в Свердловской области услышали по-армейски чёткую команду: «Кру-гом! Покиньте помещение!»

Если смотреть новостные программы федеральных телеканалов, может создаться впечатление, что в России проводится политика поддержки материнства и детства. Может быть, где-то такая политика и проводится. Но точно не в Свердловской области и не в городе Камышлове. Здесь люди ощутили всю силу и мощь так называемого правового государства в его современной российской интерпретации: закон может иметь обратную силу. Неважно, что правовые нормы, действовавшие в СССР, обеспечивали гражданским служащим министерства обороны социальные гарантии. Не понравилось — отменили. Главное, что всё по закону. Государственная дума приняла поправки, Совет Федерации их утвердил, президент подписал. Продукт их совместного творчества опубликовали в «Российской газете». И всё — Ольга Кузьмина с тремя детьми оказалась на улице. По твёрдой букве закона, который пока не ставят под сомнение ни Верховный, ни Конституционный суды России.

Разбираться в деле Ольги Кузьминой можно очень долго. У каждого человека своя история, так что материала хватило бы на роман с продолжением. Но в рамках короткой газетной статьи надо сказать главное. Коммерциализация военного дела привела к тому, что гражданские службы, которые работали на армию, стали частными организациями. Потом началась «оптимизация» и, как водится, пошли сокращения. В ущерб делу и с грубым топтанием судеб людей. К настоящей армии и к военным спецам это никакого отношения не имело. Всё решили коммерсанты.

— Сначала нас перевели в печально известную «Славянку», а затем и вовсе в какие-то непонятные ООО и ЗАО, — рассказывает Ольга Кузьмина. — А потом сказали, что мы никто и звать нас никак…

Руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании Свердловской области Александр Ивачёв, с которым встретилась съёмочная группа «Красной Линии», объяснил ситуацию:

— По факту люди продолжают работать на министерство обороны. Но всех социальных льгот их лишили. Посчитали, что это более удобно и выгодно. Так поступили со всеми гражданскими служащими, включая даже воспитателей детских садов при воинских частях.

Извечный русский вопрос: кто виноват? Министерство обороны? Не стоило бы рубить этот узел сплеча. Ведь министерство вынуждено действовать по законам, которые само не пишет и не утверждает. Содержание квартиры, в которой жила Ольга Кузьмина, стоило министерству обороны денег, и немалых. Как и сотни, и тысячи других квартир, в которых проживали гражданские работники, обслуживавшие и продолжающие обслуживать министерство. Квартир сегодня не хватает даже для военнослужащих. Реализация программы обеспечения их жильём тянется уже второй десяток лет, а конца-краю не видно. Как утверждают, нет денег.

Информацию о том, что людей выселяют из служебного жилья, руководство военного городка хранит, как военную тайну. Строго и бдительно. Встретиться с ним съёмочной группе «Красной Линии» так и не удалось, хотя попыток было сделано немало.

Зато секретарь Камышловского райкома КПРФ Светлана Хомутинина ввела журналистов в курс дела:

— Министерству обороны выгодно забирать у людей те квартиры, в которых уже всё обустроено, сделан ремонт, и заселять туда военнослужащих. А знаете, сколько квартир, находящихся в его ведении, сегодня пустуют? Походите и посмотрите…

В военном городке действительно очень много домов, в которых никто не живёт. Сотни, а может быть, и тысячи квадратных метров пустующего жилья. Там выбиты окна, разморожены системы отопления. Брошенный ветхий фонд? Как оказалось, это не так.

С одним из жителей Камышлова журналисты «Красной Линии» познакомились на улице. Своё имя он назвать отказался. Научен горьким опытом: выходил на митинг против выселения гражданских специалистов из служебного жилья и сразу заработал увольнение. Он просил не показывать его лицо и на камеру говорил со спины:

— Очень многие боятся рассказывать о том, что у нас здесь происходит. Уволят с работы, а потом никуда не устроишься…

Тем не менее митинг в Камышлове был очень бурным. О чём говорили? О наболевшем, о насущном. О том, что многие ехали сюда прежде всего для того, чтобы получить жильё. Обустраивали служебные квартиры, делали ремонт, потратили уйму денег. А потом получили от ворот поворот.

Говорили и о том, что происходит в жилищном фонде Камышлова: подвалы заливает фекалиями, и люди годами вынуждены дышать смрадом.

Местная жительница Мария Волкова показывает съёмочной группе «Красной Линии» платёжную квитанцию за услуги ЖКХ:

— За прошлый месяц насчитали пять тысяч сто тридцать четыре рубля.

— Почему так много?

— Электроэнергии много потратили. Холодно было, не топили, пришлось жить с электрообогревателем.

В такой неустроенности в Камышлове живут не только гражданские, но и военные, офицеры, те, кто должен защищать покой людей и страны.

— Неразбериха с выселением людей из квартир началась в 2015 году, — рассказывает Мария Волкова. — Жильцам высылали уведомления: освободить квартиры в течение двух недель. Либо доказать, на каком основании они там проживают.

Процесс доказательства идёт по сей день. Обитатели не сдаются — надеются на лучшее. Как, например, многодетная мать Оксана Ермакова.

— Нам предоставили землю, говорят, начинайте строительство, но что построишь, если зарплата девять тысяч рублей? — Женщина не перестаёт удивляться цинизму и равнодушию, с которым относятся к проблемам людей местные власти.

У её соседей Андрея и Галины Алийкиных положение не лучше. Но они борются. Наскребли денег на адвоката. Он советует: не покидайте квартиру во что бы то ни стало. Уйдёте — обратно точно не вернётесь. Ни по суду, ни по закону.

Есть ли выход? Депутат Законодательного собрания Свердловской области коммунист Александр Ивачёв не теряет надежды.

— Надо менять Жилищный кодекс, — говорит он. — И Государственная дума может это сделать. Надо убеждать депутатов других фракций. Получится или нет, не знаю. Но нельзя мириться с тем, что делается в нашем военном городке. А ведь он — только малая часть того, что происходит сегодня во всей России.

Юрий Мелитонян

Код плеера на сайт

Смотрите также

предыдущая 1 2 3 ... 21 22 следующая
Прямой эфир
16:50
Дискуссионный клуб «Точка зрения» (12+)