Срочная новость: Анонс. Дмитрий Новиков и Александр Дугин на Первом канале у Дмитрия Саймса: точки согласия и острая полемика

Специальный репортаж "Отработанный материал"

Обсудить
Скачать
Код

В начале 1990-х, когда шло разрушение Советского Союза и людям месяцами не выплачивали зарплату, а то, что они получали, обесценивалось за несколько дней, удел предпринимателя многим мог показаться весьма заманчивым. Средства массовой информации тиражировали образы миллионеров, получивших баснословную прибыль буквально «из воздуха», — Артёма Тарасова, Германа Стерлигова и других. «Почему бы не пойти тем же путём?» — думали бывшие советские инженеры, учителя, военные. И становились «предпринимателями». В основном — «челноками» и торговцами.

Новые российские власти и те же СМИ поощряли такой ход мысли и дела. Бизнес был объявлен основой и опорой «новой России», а предприниматели — едва ли не «солью земли русской» и новым «классом-гегемоном».

С тех пор минуло более четверти века. «Солью земли русской» малый бизнес так и не стал. Да и не мог стать — в силу законов капитализма, по которым сильный пожирает слабого, а капитал всегда стремится к укрупнению и концентрации. Об этом подробно писали ещё в советских учебниках, но опьянённые рыночной эйфорией люди не желали воспринимать сермяжную правду жизни. И уж совсем мало кто из новоявленных «бизнесменов» мог представить, что банкротство и разорение безжалостной хваткой сомкнутся именно на его горле.

Воронеж — типичная областная столица в Центральной России. Именно туда отправилась съёмочная группа специального корреспондента телеканала «Красная Линия» Максима Скороходова, чтобы узнать, как живут сегодня те, кто в начале так называемых рыночных реформ искал для себя и своих близких «манну небесную» в мелкой торговле, которую ещё совсем недавно в Советском Союзе именовали «спекуляцией» и наказывали за это по всей строгости Уголовного кодекса.

— Ещё в 1998 году мы чувствовали себя хорошо: купили киоски, надеялись на кусочек прибыли и постоянный доход, — вспоминает воронежская предпринимательница с многолетним стажем Татьяна Бондарь. Бывший инженер, она одна воспитывала маленькую дочь. Собственный киоск рядом с городским цирком у пешеходного перехода сулил денег больше, чем скромная зарплата на производстве. Да и дело для человека с её образованием нехитрое: закупила товар, перепродала с наценкой, разницу положила себе в карман. Так что дочь на ноги поставила. А вот внучку баловать уже не получается. Сегодня Татьяна сама еле сводит концы с концами. И ждёт помощи от дочери.

Что же изменилось за эти двадцать лет? Если коротко, объясняет женщина, сегодняшним российским властям малые предприниматели уже не нужны.

Действительно, не нужны. Ни как социальная опора, ни как «витрина» пресловутой «новой России». Властям удобнее договариваться и вести общие дела с несколькими крупными капиталистами — в России их называют «олигархами». Есть они и в столице, и в таких областных центрах, как Воронеж, даже рядом с такими пешеходными переходами, где пока ещё ведёт свой крошечный бизнес Татьяна Бондарь, подобный «олигарх» тоже скоро появится. Запрос на его появление уже сформулировали городские власти.

Администрация Воронежа приняла решение: рядом с пешеходным переходом у городского цирка должен появиться один концессионер, с которым можно будет заключить договор аренды сроком на двадцать лет.

Что ж, иметь дело с одним «воротилой» вместо десятков мелких хозяйчиков, конечно, удобнее. Да и выгоднее. Во-первых, его заставят вложиться в реконструкцию перехода — заменить сети, обновить коммуникации, подкрасить — в общем, навести блеск. А во-вторых, ставки аренды можно будет повысить, и городская администрация внакладе не останется. Да и местный «олигарх», разумеется, тоже.

Алексей Антиликаторов — не малый предприниматель. Даже совсем наоборот — заместитель главы администрации Воронежа. Самый молодой вице-мэр в России — не так давно ему исполнилось двадцать пять лет. Собственного опыта «рыночных отношений» образца 1990-х он не имеет. Может быть, поэтому работа по уничтожению воронежских малых предпринимателей как класса не представляет для него большого труда. Да и моральных терзаний тоже не вызывает.

— Глава города Гусев принял решение дать предпринимателям возможность добровольно уйти с этого места, — со стальными нотками в голосе произносит вице-мэр. — А если это не будет выполнено, то демонтируем их стационарные объекты в принудительном порядке. Строго по закону.

Пятачок у пешеходного перехода, что рядом с Воронежским цирком, — не единственное место, откуда власти выдворяют малый бизнес. Димитровский мини-рынок в Воронеже распахнул свои двери перед индивидуальными предпринимателями ещё в 1996 году. А сегодня здесь, как принято говорить, — «двери закрываются». Уже очень скоро этот мини-рынок, а по сути дела, скопление больших железных контейнеров, намерены снести.

Почему и зачем? А потому, что рядом выстроено здание трёхэтажного крытого рынка «Придача». Вот к его-то хозяину в качестве арендаторов и оттесняют индивидуальных предпринимателей, чтобы платили повышенную арендную плату, были под присмотром и не качали права.

Кстати, возводила «Придачу» компания почётного председателя совета директоров ОАО «ДСК» — крупнейшего застройщика Черноземья. Что ему до проблем каких-то индивидуальных предпринимателей в провинциальном Воронеже? В «Придаче» они будут продавать тот же товар, что и прежде, ведь поставщики у всех одни и те же. А вот арендная плата существенно вырастет. Для большинства станет непосильной. Поэтому индивидуальные предприниматели упираются, пытаются отстоять свои рабочие места. Но получается плохо.

У их коллег с другого воронежского мини-рынка, который назывался «Остужевский», долго сопротивляться не получилось. Под Новый год к Остужевскому приехал ОМОН и всех разогнал. А потом убрали всё остальное. И перед долгими зимними праздниками люди оказались на улице. Без средств к существованию — ни для себя, ни для их семей.

Властям на судьбы этих горожан, на их житейские проблемы глубоко наплевать. На встрече с индивидуальными предпринимателями, состоявшейся в первые дни 2017 года, вице-мэр Алексей Антиликаторов так и объявил им: «Вы — отработанный материал».

— Предприниматели для них — «отработанный материал»! — возмущается предприниматель Александр с Димитровского мини-рынка. — Пенсионеры, инвалиды — тоже «отработанный материал». Мне пятьдесят лет, в этом возрасте трудно начинать жизнь с чистого листа. А ведь у меня семья, которую надо кормить. Дочь уже не учится, но ещё не работает. Мать — пенсионерка с мизерной пенсией, у сына своя семья, маленький ребёнок. Ему самому помогать надо…

Почему власти Воронежа не жалеют простых предпринимателей? Может быть, потому, что очень хорошо усвоили закон капитализма: сильный обязательно должен сожрать слабого.

Или судьба малых предпринимателей и торговцев была решена изначально, ещё когда мелкому бизнесу в России давали «зелёный свет»? Может быть, их с самого начала готовили в качестве корма для «большого бизнеса» — для тех же «олигархов» разного масштаба и пошиба?

Сегодня «большой бизнес» проглотил самые жирные куски и теперь рыщет в поисках того, что ещё можно вырвать из менее хищных ртов.

А бывает ли по-другому при капитализме? В начале 1990-х многие об этом не думали. А может быть, всё-таки стоило задуматься?

Юрий Мелитонян

Код плеера на сайт

Смотрите также

предыдущая 1 2 3 ... 21 22 следующая
Прямой эфир
23:10
Специальный репортаж «Право на песню» (12+)