Бывшему главе антикоррупционного главка МВД Сугробову дали 22 года колонии. Говорят — боролся с ФСБ

27 апреля 2017 18:40
Бывшему главе антикоррупционного главка МВД Сугробову дали 22 года колонии. Говорят — боролся с ФСБ
Начальник ГУЭБиПК генерал-майор полиции Денис Сугробов (слева) на заседании Госдумы в 2012 году. Фото: ИТАР-ТАСС/ Станислав Красильников

Мосгорсуд приговорил бывшего начальника антикоррупционного управления МВД Дениса Сугробова к 22 годам лишения свободы за создание преступного сообщества и 14 эпизодов превышения полномочий. Его подчиненные получили от 4 лет до 20 лет колонии строгого режима

Московский городской суд в четверг, 27 апреля, огласил приговор генерал-лейтенанту МВД Денису Сугробову и его подчиненным из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД. Сугробов признан виновным по 14 эпизодам, получил 22 года колонии строгого режима и был лишен звания. Он выслушал приговор с улыбкой.

Его подчиненные получили от четырех до 20 лет колонии строгого режима. В прениях прокурор просил для Сугробова 22 года колонии, а для его подчиненных — от пяти лет до 21 года лишения свободы.

В антикоррупционном управлении МВД, по версии следствия, несколько лет действовало преступное сообщество под руководством Сугробова. Входившие в него офицеры систематически превышали полномочия, поставили на поток фальсификацию оперативных материалов на высокопоставленных чиновников и бизнесменов, массово провоцировали их на преступления. Гособвинение пришло к выводу, что мотива наживы в действиях офицеров не было: подсылая к своим жертвам агентов-провокаторов, сотрудники МВД добивались карьерного роста и наград.

СКР насчитал 19 случаев превышения полномочий со стороны офицеров главка; все они так или иначе сводились к провокации чиновников и бизнесменов на преступления. В итоге 29 человек незаконно понесли уголовную ответственность за взятки, коммерческий подкуп и мошенничество, а 18 из них длительное время содержались под стражей и под домашним арестом.

Потерпевшими по уголовному делу признаны 30 человек. Среди них главврач ЦКБ Управления делами Президента, председатель правления компании Nanotec-Industries AG, глава администрации Смоленска, ВРИО руководителя Управления Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Московской области, директор департамента Счетной палаты Российской Федерации.

В пресс-релизе СКР указано, что  решением суда приговорены к реальным срокам заключения предполагаемые сообщники Колесникова и Сугробова — бывшие оперативники управления. Салават Муллаяров – к 20 годам лишения свободы, Иван Косоуров – к 19, Виталий Чередниченко и Евгений Шерманов — к 18 годам, Сергей Борисовский, Сергей Пономарев и Андрей Назаров получили по 17 лет. Наименьший срок наказания, четыре года колонии, назначен предпринимателю Игорю Скакунову.

ФСБ незаконно прослушивала сотрудников МВД с 2010 года, и целью спецслужбы при этом было «устранение конкуренции в борьбе с коррупцией», заявил журналистам после суда адвокат Эдуард Исецкий: «Сейчас есть одно ведомство, которое определяет, что коррупция, а что — нет. И раз в квартал оно выдает СМИ по губернатору». Апелляция на приговор была подготовлена заранее и будет подана уже завтра.

Бывшего замначальника антикоррупционного главка МВД РФ Бориса Колесникова посмертно признали виновным в участии в организованном сообществе, созданном его начальником Денисом Сугробовым, и закрыли дело в связи с его смертью.

В 2014 году Колесников, по официальным данным, покончил с собой, выбросившись из окна Следственного комитета. Проводить уголовное разбирательство в отношении покойного обвиняемого стало возможно после соответствующего решения Конституционного суда РФ.

Уголовное дело в отношении сотрудников антикоррупционного главка МВД было возбуждено в феврале 2014 года после неудачной попытки офицеров взять в разработку заместителя начальника 6-й службы управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ Игоря Демина. Офицеры ГУЭБиПК отправили к Демину своего агента, бывшего судебного пристава Руслана Чухлиба, который представился сотруднику спецслужбы предпринимателем и должен был договориться с ним о покровительстве за $10 тыс. в месяц, следует из материалов дела. По плану замначальника управления «Б» главка Алексея Бондара, который курировал операцию, сразу после передачи денег в кафе Sisters на Покровке под контролем полицейских Демин должен был быть задержан. Итог встречи оказался неожиданным для сотрудников МВД: задержан был Чухлиб. Как оказалось, Демин знал о провокации, которая готовилась в отношении него, и его коллеги из спецслужбы, в свою очередь, разрабатывали гуэбовцев.

После этого в течение нескольких месяцев было арестовано более десятка офицеров ГУЭБиПК, включая замначальника управления генерал-майора Бориса Колесникова. Сугробов был снят с должности указом президента 21 февраля 2014 года и сначала проходил по делу свидетелем, однако в мае того же года был задержан и арестован.

Конечной целью Сугробова при разработке Демина было скомпрометировать первого замначальника управления собственной безопасности (УСБ) ФСБ Олега Феоктистова, утверждал на допросах бывший сотрудник спецслужбы Павел Глоба. Он помог МВД найти агента для операции с Деминым, а в итоге стал заявителем по делу, сообщив о разработке Демина в УСБ. Замглавы УСБ ФСБ Феоктистов считается одним из самых влиятельных силовиков России; в последующие годы он курировал задержания целого ряда федеральных чиновников, включая бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева и губернатора Кировской области Никиты Белых, рассказывали источники РБК. ​

Из материалов прослушки, которые были в деле, следовало, что между Сугробовым и Феоктистовым был личный конфликт. «Новая газета» называла еще одного участника этого конфликта — Андрея Хорева, бывшего замначальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД, реформированного впоследствии в ГУЭБиПК. Хорев считался человеком Феоктистова, а у Сугробова, который был его подчиненным в ДЭБе, были с ним серьезные разногласия. Разногласия между МВД и ФСБ были связаны, в том числе, с группировкой Сергея Магина, занимавшейся незаконным обналичиванием. Магина задержали подчиненные Сугробова, тогда как ФСБ считала борьбу с обналичиванием своей сферой, рассказывали в 2014 году собеседники РБК.

ФСБ раздражали эффективность полицейской структуры и ее непримиримая позиция: неприкасаемых для ГУЭБиПК не было, убеждены адвокаты Эдуард Исецкий и Павел Лапшов, участвующие в деле.

С 2013 года численность ГУЭБиПК сократилась на треть — с 645 до 419 человек; четыре управления главка были расформированы, рассказали РБК в пресс-службе МВД. Сейчас ведомство фактически не осуществляет никаких самостоятельных оперативных мероприятий в области борьбы с коррупцией, заявил РБК источник в главке и подтвердили адвокаты Исецкий и Лапшов.

Категории: Общество

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
13:40
Художественный фильм «Без вести пропавший» (12+)