«Ростех» провалил поставку аппаратов ИВЛ, но штрафов не будет

4 ноября 2020 7:01
«Ростех» провалил поставку аппаратов ИВЛ, но штрафов не будет
Фото: «Ростех»

Завод «Ростеха» провалил госконтракты на поставку аппаратов ИВЛ на сумму ₽1,5 млрд. Штрафов он не платит. Эксперты, говорят, что его руководитель Сергей Чемезов влиятельнее любого министра

Уральский приборостроительный завод (УПЗ, входит в концерн «Радиоэлектронные технологии» госкорпорации «Ростех» – КРЭТ), который в пандемию коронавируса по решению Минпромторга стал главным поставщиком в российские больницы аппаратов ИВЛ, жизненно необходимых при осложнениях COVID-19, провалил сразу несколько госконтрактов, сообщает «Znak.com».

Выяснилось, что как минимум по 10 госконтрактам на общую сумму 1,5 млрд рублей предприятие не смогло уложиться даже в весьма длительные сроки поставок, которые доходили до 150 дней. Контракты заключались с обязательной предоплатой 100% стоимости. Из-за срыва контрактов уже оформлены штрафы, неустойки и требования вернуть аванс на сумму около 557,2 млн рублей.

Большая часть этой суммы санкций – 547,3 млн рублей – касается контракта от 8 апреля с минздравом Московской области.

До 5 сентября КРЭТ должен был поставить 780 аппаратов «Авента-М» на общую сумму 1,07 млрд рублей, но справился только частично – ведомство получило только 384 аппарата ИВЛ. Поэтому минздрав потребовал вернуть аванс и заплатить штраф.

В некоторых случаях – например, по контрактам со свердловским минздравом – уральский завод поставил нужное количество аппаратов ИВЛ, но нарушил сроки, опоздав на 142 дня.

Начисляя пени и штрафы поставщику, региональные минздравы угрожают КРЭТу исками в арбитражный суд. Однако, хотя со времени отправки некоторых претензий прошло около месяца, на сайте госзакупок не появилось информации об оплате штрафов и также не появилось информации об исках в картотеке дел арбитражных судов. А минздрав Севастополя и вовсе расторг 10 контрактов на общую сумму 93,1 млн рублей «по соглашению сторон», не предъявляя никаких претензий.

По большинству других контрактов на сумму более 5,5 млрд рублей неизвестно, выполнил ли уральский завод свои обязательства, хотя сроки поставок во многих случаях уже прошли. В сентябре «Znak.com» писал, что с начала мая КРЭТ выкупил у УПЗ еще 938 аппаратов ИВЛ за 1,75 млрд рублей. В некоторых контрактах сделаны пометки от руки о том, в какие регионы должна поступить медтехника (Севастополь, Тыва, Московская и Владимирская области). Таким образом, видимо, поставки в региональные минздравы продолжатся.

В министерстве здравоохранения Башкортостана сообщили, что еще 24 апреля 2020 года ведомство заключило с КРЭТ контракт на поставку 300 аппаратов ИВЛ (судя по сайту госзакупок, сумма контракта – 553 млн рублей). По данным на 28 сентября, в регион было поставлено 100 аппаратов, в ближайшее время ожидается поставка оставшихся 200 аппаратов.

В департаменте здравоохранения Севастополя в ответ на запрос издания сообщили, что на данный момент в город поступило 15 аппаратов ИВЛ «Авента-М» без нарушения сроков поставки. Всего к осени 2020 года регион получил 111 аппаратов искусственной вентиляции легких. 

Контракт на 7,5 млрд рублей, который Минпромторг заключил с КРЭТом на поставку аппаратов ИВЛ в регионы еще весной, должен был подготовить систему здравоохранения ко второй волне коронавируса.

Глава Минпромторга Денис Мантуров рассказывал, что ради выполнения контракта УПЗ увеличил мощности производства в 10 раз всего за один месяц.

В мае произошли сразу два пожара в реанимациях больниц Санкт-Петербурга и Москвы, где использовали аппараты ИВЛ уральского завода. Шесть пациентов погибли. В рамках разбирательства Росздравнадзор приостанавливал оборот этих аппаратов до окончания проверки.

Все лето и начало осени Росздравнадзор изучал аппараты «Авента-М» из-за пожаров в больницах. Несколько партий медтехники было изъято, но в июле надзорное ведомство объявило, что медтехнику можно использовать после дополнительной проверки. УПЗ получил обновленное регистрационное удостоверение.

При этом Росздравнадзор признал, что поставленная в больницы Москвы и Санкт-Петербурга техника была некачественной, и выяснил, что испытания аппаратов ИВЛ на заводе проходили также с нарушениями. Никаких серьезных санкций за это, впрочем, не последовало – УПЗ лишь дважды за осень оштрафовали на 500 тыс. рублей и на 100 тыс. рублей соответственно.

КРЭТ планирует выполнить все обязательства по контрактам до конца октября, сообщили изданию в департаменте информационной политики КРЭТ. В концерне добавили, что сейчас все замечания Росздравнадзора устранены, «аппараты ИВЛ могут поставляться и эксплуатироваться в лечебных учреждениях согласно выданному регистрационному удостоверению».

По поводу планов по выплате неустоек, пени и штрафов в КРЭТ ничего конкретного не сообщили, заявив лишь, что «все контракты с регионами будут рассмотрены и им будет дана соответствующая правовая оценка». «После этой проверки и проведения переговоров с министерствами здравоохранения регионов будут приняты соответствующие решения», – заключили в концерне.

Эксперт волонтерского проекта RAVEN, специалист по юридическим вопросам петербургского центра «Трансперенси Интернешнл – Россия» Ирина Соколова считает, что в закупках аппаратов ИВЛ у КРЭТ есть несколько спорных моментов. Во-первых, она подтверждает сомнения хабаровского министра здравоохранения: «слишком долгие сроки поставки ИВЛ по большинству контрактов не соответствуют цели применения способа закупки у единственного поставщика в связи с необходимостью предотвращения чрезвычайной ситуации, связанной с распространением коронавируса».

Во-вторых, эксперт указывает на то, что ни один из заказчиков не воспользовался правом инициировать процедуру включения «дочки» «Ростеха» в Реестр недобросовестных поставщиков, хотя обычной практикой заказчиков в случае с подобными срывами сроков является односторонний отказ от исполнения контракта с последующим направлением сведений о поставщике, который не выполнил обязательства, в антимонопольные органы.

Однако некоторые заказчики, например, свердловский минздрав, напротив, демонстрируют лояльное отношение к поставщику, выдвигая претензии только спустя три и более месяца с момента, когда контакт должен был быть исполнен.

По мнению Ирины Соколовой, по всем этим эпизодам поставщика могут привлечь к ответственности по части 7 статьи 7.32 КоАП за «бездействие» из-за неисполнения обязательств по контракту «с причинением существенного вреда […] интересам общества и государства». Санкции по этой статье для юрлиц предусматривают штраф до трехкратного размера стоимости неисполненных обязательств.

«Потенциал влияния госкорпорации «Ростеха» на решения Правительства РФ выше, чем у какого-либо другого министерства», – говорит волонтер RAVEN, замгендиректора «Трансперенси Интернешнл – Россия» Илья Шуманов. Он напоминает, что глава Минпромторга Денис Мантуров – бывший подчиненный главы «Ростеха» Сергея Чемезова, который является близким другом Президента РФ Владимира Путина. Поэтому, по мнению Шуманова, политической воли на то, чтобы подвергнуть УПЗ или КРЭТ серьезным санкциям, не будет, хотя в данном случае неисполнение условий контрактов может привести к серьезным негативным последствиям.

«Каждый случай, когда аппарат ИВЛ не был поставлен вовремя, потенциально может привести к смерти пациента», – считает Шуманов.

Также он подчеркивает, что и само качество медицинской техники вызывает вопросы, учитывая пожары и нарушения при отладке аппаратов, выявленные Росздравнадзором. «И помимо прочего, это позор на международном уровне. Конечно, после пожаров в больницах можно понять настороженность иностранцев по отношению к аппаратам ИВЛ «Авента-М», которые Россия посылала им в качестве гуманитарной помощи», – обратил внимание эксперт.

***

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/rlinetv с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Категории: Общество Политика

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
22:20
Дискуссионный клуб «Хук слева» (16+)