«Талант для народа». Дмитрий Аграновский
Дмитрий Аграновский в газете «Советская Россия» опубликовал статью, посвященную актрисе Инне Чуриковой.
Время, увы, не стоит на месте, и вот нас постигла очередная потеря – от нас ушла, наверное, всеми любимая актриса Инна Михайловна Чурикова. Никого не должно обманывать слово «очередная», потому что Инна Чурикова действительно находилась «в ряду» и была «одной из». А находилась она в ряду актеров «золотого века» века советского кинематографа и была одной из самых выдающихся представителей этой плеяды гениальных, великих и просто выдающихся актеров. Уход каждого из этих актеров, в самом высоком смысле деятелей культуры – невосполнимая потеря как для нас, так и для профессии, потому что заменить их некем и, увы, даже ничего подобного на нашем кинематографическом горизонте пока не просматривается.
Ну кого можно поставить близко с Евгением Леоновым, Вячеславом Тихоновым, Олегом Янковским и многими, многими другими нашими актерами? Каждый их них был яркой индивидуальностью, выдающимся талантом, а вместе они складывались в это уникальное явление, которое мы называем «советское кино и театр». Смею думать, что я неплохо знаю мировой кинематограф и могу ответственно заявить, что советское кино можно смело поставить на первое место по всем параметрам. Оно было уникальным явлением, и Инна Чурикова была в этом явлении, говоря спортивной терминологией, в первых строчках высшей лиги.
Биография Инны Чуриковой была достаточно типичной для советского кино, где люди имели возможность добиться успеха в силу таланта, а не в силу родственных и прочих связей. Инна Михайловна родилась 5 октября 1943 года в эвакуации, в городе Белебей Башкирской АССР, и после окончания Великой Отечественной войны с мамой переехала в Москву, где еще в пионерском возрасте стала заниматься в драматическом кружке, а в 15 лет уже участвовала в спектаклях молодежной студии при Московском драматическом театре им. К.С. Станиславского.
В 1965 году Чурикова с отличием окончила Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина и в том же году стала актрисой Московского театра юного зрителя. В 1964 году тогда еще совсем молодая Чурикова сыграла Марфушеньку-душеньку в фильме «Морозко». Фильм вызвал народную любовь, стал классикой советского кинематографа, его и теперь регулярно показывают к Новому году, а роль Чуриковой запомнилась, и она получила всенародное признание.
С 1975 года и до конца своей актерской карьеры актриса работала в Московском театре имени Ленинского комсомола и активно снималась в кино. Наверное, наиболее известные роли Чуриковой, помимо «Морозко», в фильмах «В огне брода нет», «Начало», «Тот самый Мюнхгаузен», «Васса», «Военно-полевой роман», «Курьер». Актриса активно снималась и после 1991 года, но я ее, как и других наших советских актеров, запомнил молодой и красивой, так как фильмы после 1991 года я не смотрю и пока не чувствую, что что-либо потерял.
Наиболее показательным и, на мой взгляд, наиболее интересным является фильм «Начало», где Инна Чурикова играет скромную ткачиху Пашу Строганову из небольшого города Реченска, которая в свободное от работы время играет в любительском театре Бабу-ягу. Тогда в СССР государство тратило огромные деньги на поиск в народе талантов. Помните еще один всенародно любимый фильм «Приходите завтра» про симпатичнейшую Фросю Бурлакову? Вот и в «Начале» режиссер разглядел в «Бабе-яге» ни больше ни меньше, как Жанну дʼАрк, французскую героиню, очень востребованную и уважаемую в СССР. Режиссер Федор Игнатьев, которого играет еще один наш замечательный актер Юрий Клепиков, предлагает Паше Строгановой принять участие в пробах на роль. «А чего тут пробовать? – отвечает наивная Паша. – Я согласна!» Так или иначе, пробы проходят удачно, и начинающую актрису утверждают на роль Жанны дʼАрк.
В «Начале» был применен такой довольно редкий по тем временам прием, как «фильм в фильме» – одна сюжетная линия это, собственно, жизнь Паши Строгановой и другая – Жанны дʼАрк, которую Чурикова-Строганова играет настолько пронзительно и достоверно, что, признаюсь, нам было не по себе, когда мы на уроках истории смотрели отрывки из этого фильма. На мой взгляд, при всем уважении к другим многочисленным актрисам, которые играли роль Жанны, включая Милу Йовович, самый жизненный и достоверный образ получился именно у Инны Чуриковой. Как нельзя теперь представить другого Шерлока Холмса после исполнения этой роли Василием Ливановым. Кстати, даже на старинной французской гравюре видно, что между Орлеанской девой и Инной Чуриковой внешнее сходство просто налицо.
Фильм «Начало» имел большой успех в СССР и получил целый ряд международных наград – в частности, 4 диплома Международного кинофестиваля в Нью-Йорке и «Серебряного Льва» Венецианского кинофестиваля. Справедливости ради, получение нашими фильмами призов разных международных кинофестивалей тогда не было редкостью.
В целом фильм получился просто великолепным и очень, очень эмоционально насыщенным – это и историческая драма, и комедия, и трагедия, всё вместе. Если вы его не смотрели, обязательно посмотрите, а если смотрели давно – просто пересмотрите. Кроме всего прочего, фильм – яркий пример «социальных лифтов», которые реально существовали в СССР и с которыми огромная проблема в наше время, когда дочка известного и любимого советского актера может стать известной актрисой, а сын – депутатом Госдумы, но особых талантов ни за той, ни за другим не видно, а сын известнейшего, прославленного на весь мир советского режиссера раз за разом на бюджетные деньги снимает фильмы, которые если и вызывают какие-то чувства, то в первую очередь чувство неловкости.
Есть у Инны Чуриковой еще одна не так часто встречающаяся у актрис черта – в своих ролях она не боялась быть некрасивой, если этого требовал режиссерский замысел. Актриса должна быть яркой, харизматичной индивидуальностью, чтобы создавать образ, а не безжизненной куклой, которую невозможно отличить от других. В этом смысле я бы сравнил с Инной Чуриковой (а не наоборот) британскую актрису Тильду Суинтон, к слову, члена Коммунистической партии Великобритании до ее роспуска. В данном случае дело не в политике, а в актерском таланте, хотя, мне кажется, что по-настоящему талантливый человек всегда умеет сострадать людям.
У Инны Михайловны Чуриковой много прекрасных ролей, например, та же баронесса Мюнхгаузен в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» или в том же «Морозко» – это на мой вкус, а кому-то, без сомнения, нравятся и другие роли. Но почему я выделил фильм «Начало», как и вспомнил про «Приходите завтра» – Инна Чурикова, на мой взгляд, была и осталась великолепной советской актрисой, чей талант увидело именно государство и дало этому таланту дорогу. И государство не прогадало – Инна Чурикова сторицей отдала свой талант нам, простым гражданам и зрителям, и за это ей наша вечная, искренняя любовь и вечная благодарность! Говорят, что актеров провожают в последний путь аплодисментами. Браво, Инна Михайловна! И спасибо Вам за всё!
Дмитрий АГРАНОВСКИЙ
г. Электросталь,
Московская обл
Последние подробности
- Кадры решают всё! Д.Журавлёв, Ю.Крупнов, А.Лапушкин, С.Левченко (04.12.2024)
- Темы дня (04.12.2024) В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ В ШКОЛАХ ПОЯВИТСЯ ПОЛНЫЙ КОМПЛЕКТ ЕДИНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ. КАК ЭТО МОЖЕТ ОТРАЗИТЬСЯ НА ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ?
- Маркс о насилии над нацией
- Подмосковный кооператор
- Бренды советской эпохи "Филармония"
- Специальный репортаж «Будем толстенькими?»
- Г.А.Зюганов о ситуации в мире и в России (26.11.2024)
- Документальный фильм "История о будущем"
- Стоит заДУМАться (02.12.2024)