Горькая доля

20 января 2019 8:00
Горькая доля

Объектов незавершенного строительства, попросту говоря – долгостроев, в Омске всего 29. Но это только по официальным данным. На самом деле долгостроев в городе гораздо больше. И очень много семей, годами ждущих жилье, за которое выложили немалые по провинциальным меркам суммы. Обманутых дольщиков в России насчитывается, может быть, сотни тысяч. Доля этих людей оказалась горькой. То, что происходит в Омске, – это отражение их общей ситуации.

Субботним утром в Омском обкоме КПРФ многолюдно. Депутат областного Законодательного собрания коммунист Константин Ткачев проводит встречу с жертвами строительных аферистов. Встречи эти регулярны и проходят уже не первый год, потому что принципиально, раз и навсегда решить проблему долгостроя власти в Омске то ли не могут, то ли не хотят. И депутаты фракции КПРФ в областном парламенте работают с обманутыми дольщиками в ручном режиме.

Прошлой осенью пострадавшие горожане проводили в Омске протестную акцию. Как раз в канун 101-й годовщины Великого Октября. Вышли на улицу с плакатом: «Отправить губернатора Буркова в отставку». Полиция попыталась транспарант изъять. Люди не дали. Это привлекло внимание областных чиновников. Вот так: хочешь, чтобы власть прислушалась к твоим проблемам, выходи на улицу и требуй ее немедленной отставки. Такая у нас сегодня в России жизнь.

Губернатор Бурков распорядился создать «дорожную карту» по омским долгостроям. И узнал (!), что в области на тот самый день 2214 обманутых дольщиков. Главный вопрос: на какие деньги достраивать полагающееся им жилье? Брать из областного бюджета? Привлекать бизнес? Или взыскивать средства с тех, кто обманул людей и оставил их без квартир? Областной бюджет таких статей расходов не предусматривает, да и денег в нем немного, коммерсанты на стройку сегодня идут неохотно, а поймать жуликов, облапошивших доверчивых граждан, часто не могут даже следствие с прокуратурой.

Небывалый случай в практике журналистов «Красной Линии»: со съемочной группой телеканала согласился встретиться губернатор Омской области Александр Бурков – тот самый, отставки которого требовали обманутые дольщики в канун 101-й годовщины Великого Октября. Встретиться, чтобы поговорить об омских долгостроях.

Губернатор заявил, что в Омской области желающих получать земельные участки под строительство сегодня нет. Рынок перенасыщен. Доходы людей крайне низкие, поэтому платежеспособного спроса на квартиры нет. Около трех с половиной тысяч недавно построенных квартир стоят сегодня пустыми. Их никто не покупает, даже со скидкой. Не помогает и областная программа льготного ипотечного кредитования.

– Предлагаем застройщикам: мы обеспечим вам спрос за счет льготной ипотеки, а вы помогите достроить долгострои, чтобы заселить обманутых дольщиков, – рассказывает Александр Бурков о попытках решить проблему. – А нам отвечают: «Спасибо, не надо». Напрямую в банках им кредитоваться выгоднее, ипотечники не требуются.

Так что губернатору остается только разводить руками. И готовиться к новым акциям протеста, на которых будут требовать его отставки. А также ждать усиления оппозиции на областном уровне и в муниципалитетах. Люди все лучше понимают: при сложившейся в России социально-экономической системе застарелые проблемы не могут быть разрешены в принципе. Поэтому надо менять и эту систему, и ее представителей.

Обманутая дольщица Валентина Кропычева с губернатором Бурковым тоже встречалась. Только вот толк от встречи был небольшим. Людей отправили к первому заму губернатора Сергею Фролову. А тот с порога заявил: обещание губернатора выполнять не буду.

– И что нам после этого делать? – возмущается женщина. – Бежать жаловаться губернатору? Так ведь второй раз на прием не сразу попадешь. Записываться едва ли не за год надо.

Семья Кропычевых купила квартиру в доме, который строили по заказу и под гарантии областного правительства. Супруги Кропычевы власти поверили. Взяли кредит. А теперь ежемесячно платят банку за несуществующую квартиру 26 тысяч рублей. Еще 15 тысяч – за съемное жилье. Хорошо, что глава семьи, геодезист по профессии, нашел работу на северных вахтах, может обеспечивать своих близких. А если бы такой работы за тридевять земель от дома не нашлось? Как тогда жить? Кропычевы ответа на этот вопрос не знают. А власти Омской области и подавно.

С 2013 года никаких сдвигов в строительстве нет. Дом готов на 90 процентов, но вселяться туда нельзя. Иногда появляются представители каких-то строительных организаций, что-то обещают дольщикам. Люди ждут, надеются, отстают на какое-то время от властей. А потом несостоявшиеся застройщики исчезают. С домом ничего не происходит.

Для того чтобы вложиться в строительство, Елена Ташимова продала жилье на окраине Омска. Все скромные сбережения тоже отдала недобросовестным застройщикам, прямо сказать – аферистам. И ведь в тот день, когда платила, стройка еще шла. Не то чтобы очень бурно, но подъемные краны работали. Стоило расстаться с деньгами, и строители как сквозь землю провалились. А потом куда-то делись и подъемные краны.

Сейчас Елена Ташимова с дочерью-инвалидом и взрослым сыном живет в съемной хибаре, где спать ей приходится на полу. Уже больше года женщина без работы. Перебивается случайными заработками: моет полы, убирается за скромную плату. А одежду себе и детям шьет своими руками. Выхода из своего несчастья не видит. Хотя в акциях протеста всегда участвует.

Еще один ветеран омского движения обманутых дольщиков – Евгений Графкин. С ним журналисты телеканала «Красная Линия» приехали посмотреть на тот самый дом, который никак не достроят, несмотря на данные когда-то гарантии областного правительства. Этому долгострою уже больше двенадцати лет, а свой договор Евгений заключил еще в 2007 году. За небольшую однокомнатную квартиру его семья отдала больше миллиона рублей. Рассчитывали, что новоселье справят в 2009-м. Не дождались. А сейчас уже и забыли, на каком этаже находится их недостроенная квартира.

– Среди обманутых дольщиков много пожилых людей, тех, кто продал либо квартиру, либо частный дом, – рассказывает Евгений. – У них положение особенно тяжелое.

Омские долгострои разбросаны по разным районам города. Где-то это просто котлован, в другом месте – фундамент и пара этажей, в третьем – почти завершенный объект. По каждому из них шли судебные разбирательства, написаны тысячи жалоб, проводились десятки проверок. И нельзя сказать, чтобы омские правоохранительные органы совсем уж ничего не сделали. Посадки есть. То одного застройщика перед вылетом за рубеж снимут с рейса, то другого под следствие отправят. Но даже громкие судебные процессы не приближают завершение строительства или возврат людям потраченных ими денег. По самым скромным подсчетам, мошенники обокрали доверчивых омичей на полтора миллиарда рублей.

Дмитрий Дмитриев в Омске руководит местным отделением Общества защиты прав потребителей в сфере строительства. Претензии к правоохранительным органам формулирует с юридической точностью. Во-первых, расследования идут долго. Во-вторых, даже обвинительные приговоры не восстанавливают справедливость для обманутых дольщиков. Служба судебных приставов взыскать компенсации с аферистов не в состоянии. Даже если их признают преступниками, объявляют банкротами и начинают распродавать имущество.

Так существует ли избавление от горькой доли обманутых дольщиков? В нынешней системе так называемых рыночных отношений скорее всего нет. Чудес не бывает. Это не значит, что люди отказываются от борьбы. Многие выходят на акции протеста. В суды обращаются практически все. В прошлом году в Государственной думе при активном участии депутатов фракции КПРФ состоялись парламентские слушания, посвященные проблемам обманутых дольщиков. Долевое строительство в России надо запретить – это снимет многие будущие проблемы. Но решить проблемы, существующие сейчас, нынешняя власть не может. А скорее всего и не хочет.

Специальный репортаж «Обездоленные дольщики» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-173854/.

Последние подробности

Прямой эфир
13:00
Классика на экране Художественный фильм «Угрюм-река» 1-4 серии (12+)