Николай Арефьев: Экономика России в период карантина

4 апреля 2020 14:38

Экономика России в период карантина

 В России, по информации властей, началась эпидемия вирусной инфекции – коронавируса. Изоляция работников и отраслей экономики бьёт по устойчивости хозяйственной деятельности.

Пока официальные данные за январь-февраль по демографии предприятий не отражают ущерб от карантина на хозяйственную деятельность[1].

Тем не менее, по оперативным данным различных ассоциаций предпринимателей и промышленников в стране складывается следующая ситуация.

Порядка 37% торговых точек в России временно остановили работу.

В большей степени карантинные меры ударили по магазинам с непродовольственными товарами и сферы услуг. Приостановили работу 85% магазинов одежды, 78% цветочных лавок, 75% магазинов электроники, 71% фитнес-центров, 65% гостиниц.

Часть предприятий общественного питания продолжили работать в режиме доставки. Однако, около 65% столовых и 42% кафе и ресторанов временно закрылись. Падение выручки началось даже в тех сегментах, на которые не распространяются ограничения карантина.

Из-за снижения потока покупателей, болезни сотрудников или сложностей с поставками временно закрылось 25% супер- и минимаркетов, пекарен и зоомагазинов. С введением карантина не изменилось только количество работающих магазинов алкоголя.

Из-за ситуации с коронавирусом в России начали останавливаться автомобильные заводы. О планах временно приостановить работу сообщают Volkswagen и PSA. Предприятие Volkswagen в Калуге, где производят модели Tiguan, Polo и Skoda Rapid, остановится с 30 марта по 10 апреля. На тот же срок прекратят контрактную сборку в Нижнем Новгороде, там выпускают Skoda модели Octavia и Kodiaq.

Автозавод «ПСМА рус», который на 70% принадлежит французской PSA, а на 30 процентов - японской Mitsubishi Motors, приостановит производство Peugeot, Citroen и Opel с 1 по 3 апреля, после чего с 6-го по 10-е сотрудников отправят в коллективный отпуск. Сборку Mitsubishi, как утверждает пока решено продолжить. На такие меры компаниям пришлось пойти из-за временной остановки поставок комплектующих и риска заразиться для сотрудников.

В Toyota прорабатывают планы на случай ухудшения эпидемиологической ситуации, но в настоящее время остановка производства не готовится. Грузовой Volvo называет одним из возможных сценариев прекращение работы. Не исключено, что закрыться придется и заводу BMW в Калининграде.

В АвтоВАЗе работают согласно производственному графику. КамАЗ обеспечил производство техники необходимыми комплектующими до конца апреля.

Около трех миллионов предпринимателей в России могут прекратить свою деятельность из-за эпидемии коронавируса, если кризис окажется затяжным. Многие компании даже из числа крупных смогут продержаться в нынешних условиях не более двух месяцев[2].

Доходы авиакомпаний от пассажирских перевозок могут сократиться в 2020 г. на 44% от показателя 2019 г. из-за падения спроса во время и после пандемии. Страны с жесткими ограничениями полетов, в число которых входит и Россия, составляют 98% рынка мировых доходов от пассажирских перевозок. Самые большие потери будут у Аэрофлота, так как у него огромная доля европейских воздушных перевозок и половина парка воздушных судов.

России угрожает потеря 1,1 млн. рабочих мест в сфере туризма из-за закрытия как внешних, так и внутренних туристических площадок. Речь идёт о более чем 4,5 тыс. туроператоров и более 20 тыс. турагентств.

Очевидные потери туристической отрасли оцениваются в 6 млрд. руб. в месяц.  

Не лучше ситуация в гостиничном бизнесе, где задействовано 28 тыс. предприятий гостеприимства. Наиболее сильное положение у крупных компаний.

В данный момент об остановке промышленных предприятий достоверной информации нет, ситуация будет зависеть от внутреннего и международного спроса на продукцию промышленного производства. Но уже очевидно, что при затяжном характере рецессии, компании реального сектора начнут испытывать трудности из-за невозможности сбыта и карантином работников.

       Российская экономика сырьевая, и ее сырьевая зависимость только усилилась с понижением цены на нефть. Сейчас Центробанки многих стран снижают ставки или готовятся сделать это. А Россия в условиях падения нефтяных цен не может позволить себе применить даже этот инструмент. Если рубль и дальше будет стремительно обесцениваться, то ЦБ скорее поднимет ставку.

      При этом «Ренессанс Капитал» прогнозирует годовую инфляцию в этом году на уровне 5%. Но если цена нефти опустится до $25 за баррель, инфляция на конец года может достичь 6,9%. В наихудшем варианте с ценами на нефть на уровне $20 потребительские цены могут вырасти на 7,5%.
     
Доктрина «разворота на Восток» привела к тому, что доля Китая во внешнеторговом обороте России по итогам 2019 года составила 16, 6 %. Это в два с лишним раза больше, чем у Германии, которая по этому показателю находится на втором месте. А на Китай пришелся самый главный коронавирусный удар. Падая, КНР тянет нас за собой.

       Россия существенно зависима от китайского импорта. Другой наш главный внешнеторговый партнер – Евросоюз – тоже не очень хорошо себя чувствует. Итальянская экономика вообще практически парализована, ее придется фактически запускать заново.

       Поскольку Россия интегрирована в мировую экономику, то она уже испытывает на себе удар. Как РФ выйдет из ситуации, в значительной степени будет зависеть не от нее самой, а от того, что будет с американской экономикой – главным стабилизатором мировой экономики и с Китаем – главным источником экономического роста в мире.

 

Правительство РФ готово выделить 300 млрд руб. и увеличить лимит госгарантий. Однако это совершенно не та сумма, которая может хотя бы стабилизировать экономику. Сумма должна быть не менее 1,5 трлн. рублей.

·         правительство сделает отсрочку взыскания налогов, но эта мера только не угробит бизнес, но никак ему не поможет.

·         туристические компании до конца года освобождены от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» и взносов в фонды персональной ответственности. Это хорошо, но не спасает турбизнес. Что толку освобождать его от этих платежей, если фирмы не работают и туризм по существу запрещен.

·         правительство будет предоставлять госгарантии для реструктуризации и пролонгации кредитов. Но кому? Добиться госгарантий для миллионов предприятий не реально.

·         программы льготного кредитования и гарантийной поддержки будут расширены для малого бизнеса. Только когда, когда все закроются? И потом их 3,5 миллиона.

·         может быть введена отсрочка на три месяца по аренде государственного и муниципального имущества. Здесь нужна не отсрочка, а втрое сокращение арендной платы!

·         ЦБ готов расширить на компании МСП меры по неухудшению оценки их финансового положения. Но когда? Ликвидация МСП идет ускоренными темпами.

·         ЦБ готов повысить финансовую привлекательность своей программы рефинансирования кредитов МСП. Опять же, когда? Когда МСП не будет?

Меры поддержки торговли:

·         предоставление краткосрочных льготных кредитов;

·         обнуление импортных пошлин;

·         расширение практики использования таможней зеленого коридора по отдельным видам социально значимых товаров.

Все это хорошо, но только ориентировано на импорт, а надо направить торговлю на закупку отечественных товаров и помочь своей промышленности и сельскому хозяйству.

Меры поддержки регионов:

·         правительство «примет решение о соответствующих выплатах» по больничным для людей на карантине;

·         по мере необходимости регионам окажут финансовую поддержку.

Не надо ждать. Надо помогать финансами регионам, там большой дефицит. А больничные надо выдавать по средней зарплате и всем, а не только заболевшим коронавирусом.

 

        Однако второе обращение президента, развеяло и эти обещания правительства. По сути содержание обращения свелось к трем вещам: продлению карантина и перекладыванию всех решений на губернаторов, а также отказу в помощи гражданам и бизнесу от государства, о чем прямо заявлено не было, но явно подразумевалось всем текстом.

        Ущерб от действий правительства во время карантина уже определен от 2 до 3 триллионов рублей. В Фонде национального благосостояния 8 триллионов рублей, которые были накоплены как раз для такого случая. Если не поможем регионам и бизнесу – экономика рухнет, она и до этого была на грани рецессии. Но как говорится в пословице: «жадность фраера сгубила», если правительство не раскошелится, то экономика рухнет, а народ взорвется. Чего ему терять? Не гибнуть же с голоду?  

    Три губернатора от безысходности уже подали в отставку! «Своих не сдаем!» - этот лозунг давно провозглашен Путиным. Своими оказались 646 компаний, которым будет оказана помощь от государства, остальные 4 миллиона будут выживать, если выживут! В список «своих» вошли несколько транспортных компаний (ГУП «Мосгортранс», РЖД, авиакомпания «Аэрофлот»), некоторые предприятия торговли («Торговый дом ЦУМ», «Вайлдберриз», «Икеа дом»), производители напитков, в том числе алкогольных («Кока-кола эйчбиси Евразия», «Пепсико холдингс», «Пивоваренная компания «Балтика»), рестораны быстрого питания (ООО «Бургер рус» («Бургер Кинг»), «Интернэшнл ресторант брэндс» (KFC) и «Макдоналдс»). Также в список системообразующих предприятий попала букмекерская контора «Фонбет» (ООО «Ф.О.Н.»). Почти все не российского происхождения. Кому помогает Правительство Российской Федерации?

      Когда помогают «своим», а не тем, кому нужно, исходя из государственных интересов – это говорит о том обнулилась государственность, государство работает по принципам организованной преступной группировки.

 

Наши предложения:

- не надо принимать законы о наказаниях за нарушения карантинного режима. Законы имеют постоянное действие и могут быть использованы с целью прекращения народных волнений, причем жестоко! Надо вводить чрезвычайное положение, комендантский час, которые имеют временное действие. А вот почему это не сделано вопрос?

- не надо останавливать предприятия. Надо работающих обеспечить средствами индивидуальной защиты, а у нас даже врачи их не имеют.

- необходимо в первую очередь помогать предприятиям, которые выпускают товары повседневного спроса. Одновременно оказывать помощь предприятиям торговли для закупки этих товаров. И повышать потребительский спрос граждан в первую очередь 20 миллионам, живущим за чертой бедности и тем, у кого доходы снизятся на 30%.

 

Секретарь ЦК КПРФ, Председатель ЦС ООО «Дети войны»

Н.В. АРЕФЬЕВ




[1] За январь 2020 г. коэффициент ликвидации организаций 10,6, за февраль – 9,6.


[2] По данным ТПП РФ.



Последние подробности

Прямой эфир
23:20
Дискуссионный клуб «Точка зрения» (12+)