Эксперты в докладе «Политбюро 2.0. Осажденная крепость»: Окончание СВО невыгодно правящему классу

25 ноября 2025 16:30 Обновлено

Только завершение спецоперации незадолго до выборов осенью 2026 года даст «позитивный краткосрочный эффект», считают эксперты

Как продолжение специальной военной операции (СВО), так и ее потенциальное завершение станет вызовом для элит и сложившихся чрезвычайных управленческих практик, говорится в аналитическом обзоре «Политбюро 2.0. Осажденная крепость», подготовленном компанией «Минченко консалтинг».

В нем, в частности, отмечается, что продолжение боевых действий потребует напряжения ресурсов для поддержания баланса между гражданской экономикой и военными нуждами и усилит давление на правительство. При этом окончание спецоперации может ослабить эффект «сплочения вокруг флага» и «разморозит» целый ряд проблемных вопросов, считают эксперты, пишут «ведомости».

«Социальная проблематика станет производной от экономического состояния в гораздо большей степени, чем сейчас. Сюда же можно отнести задачу полного восстановления инфраструктуры регионов, затронутых СВО, и формирования в них обновленной системы управления», – говорится в аналитическом обзоре.

От динамики спецоперации также в явной степени зависит характер выборов депутатов Госдумы в 2026 г., считают эксперты «Минченко консалтинга». Завершение спецоперации незадолго до выборов даст «позитивный краткосрочный эффект», считают эксперты.

В то же время ряд близких к власти аналитиков считают, что завершение спецоперации до момента выборов «снимет табу на обсуждение многих острых тем и может разбалансировать предвыборную конфигурацию», указано в докладе. Дальнейший ход спецоперации и думские выборы 2026 г. будут задавать актуальную политическую повестку на ближайший год, отмечают эксперты «Минченко консалтинга».

***

Опрошенные «Ведомостями» политологи сомневаются в реалистичности увязывания планов по завершению спецоперации с думскими выборами. «Спецоперация и выборы напрямую не связаны», – уверен Константин Калачев. Алексей Макаркин отмечает, что результаты выборов «более-менее прогнозируемые», не считая «второстепенных интриг» – какой результат получит партия номер два.

«Вряд ли эти два вопроса (окончание спецоперации и выборы в Думу) будут рассматриваться в совокупности», – говорит Макаркин.

Проблема же активизации дискуссии по острым вопросам сталкивается с проблемой акторов, добавляет эксперт.

«Набор игроков, которые будут участвовать в парламентских выборах, уже определен. Они предсказуемы и действуют в рамках правил. <...> Партии вне зависимости от продолжения спецоперации будут вести себя достаточно осторожно. Они уже привыкли: еще в 2021 г., когда проходили выборы в нынешний созыв Госдумы, разгула критики не было, хотя к тому времени люди уже устали от локдаунов, от пандемии. Теоретически можно было самовыразиться, но партии вели себя более сдержанно, хотя правила игры были иные», – сказал Макаркин.

Разбалансировать предвыборную конфигурацию могло бы появление новых игроков, но их не будет, продолжает Калачев. «Риски и угрозы, связанные с завершением спецоперации, сильно преувеличены», – считает он.

Обновлено

Находясь в «осажденной крепости», верхушка выжидает, чем закончится украинский конфликт, обратил внимание «Коммерсантъ» в докладе аналитиков «Минченко консалтинг».

Напряженная международная обстановка, в которой продолжает находиться Россия к концу четвертого года специальной военной операции, остается серьезным ограничителем для внутриполитических процессов: риски военного столкновения с НАТО делают инерционный сценарий «наиболее понятным» для элит.

Продолжение СВО консервирует статус-кво в элитных отношениях, даже несмотря на заметную идеологизацию публичного пространства, говорится в докладе: «Ключевой стратегией оказываются не проактивные действия, а стратегическое выжидание».

***

Состав «Политбюро 2.0» – модели, описывающей устойчивые группы в окружении Владимира Путина (по аналогии с Политбюро ЦК КПСС), – с момента выхода последнего доклада в июне 2024 года не изменился. В него входят помощник президента Николай Патрушев, секретарь Совета безопасности Сергей Шойгу, зампред Совбеза Дмитрий Медведев, главы «Ростеха» и «Роснефти» Сергей Чемезов и Игорь Сечин, столичный мэр Сергей Собянин, предприниматели Юрий Ковальчук, Геннадий Тимченко и Аркадий Ротенберг, а также (в качестве «ассоциированного члена») президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Изменения эксперты выявили на уровне «кандидатов в члены Политбюро».

К их числу присоединился помощник президента и секретарь Госсовета РФ Алексей Дюмин. А ушедший «в свободное плавание» бывший заместитель руководителя администрации президента Дмитрий Козак опустился на уровень «членов ЦК».

Авторы выделяют две идеи, которые публично продвигает Владимир Путин и которые способны «привнести серьезные изменения в будущую структуру российской власти».

Первая – это создание «новой элиты» из ветеранов СВО. По мнению «Минченко консалтинг», сюда входит продвижение как непосредственно военных, так и руководителей смежных структур и чиновников с опытом работы в новых регионах. Эта повестка формирует своего рода «зонтичный бренд», поощряя представителей элиты участвовать в СВО-форматах. При этом феномена популярных военачальников – «генералов победы» – пока не возникло, отмечают исследователи.

Вторая идея – «тщательный отбор кандидатуры будущего преемника» Владимира Путина, говорится в докладе. 5 мая президент в очередной раз актуализировал эту тему, признавшись, что постоянно об этом думает. «Наиболее вероятным является сценарий "гонки преемников"», – полагают в «Минченко консалтинг».

Категории: Политика

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
06:55
Лучшее за 10 лет Специальный репортаж «Развитие в режиме уничтожения» (12+)