От редакции: «Белые» и «красные». На каких условиях возможен мир?

24 марта 2017 10:10

Когда в 1992 году в нашей стране отменили государственный праздник 7 ноября, то заполучившие власть «демократы» кричалина всех углах, что ни праздновать, ни отмечать в этот день нечего.

Не получилось.

Четверть века спустя столетие Великой русской революции отмечается на государственном уровне – по указу президента. Создан оргкомитет по подготовке и проведению юбилейного года, намечен обширный  план мероприятий. Под эгидой КПРФ действует Юбилейный комитет по подготовке к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Его возглавляет Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.

Всё возвращается на круги своя? Пока нет. Общего понимания событий столетней давности в России так и не выработано.

А ведь понять и примириться со своей историей, разобраться, кто и против кого боролся сто лет назад, за что проливал свою и чужую кровь нужно для того, чтобы уверенно двигаться в будущее и не повторять ошибок прошлого.

В ноябре в Крыму планируют открыть Памятник Примирения. Эта инициатива председателя Международного совета российских соотечественников графа П.П.Шереметьева и его первого заместителя князя Н.Д.Лобанова-Ростовского получила поддержку в администрации президента и министерстве культуры, её одобрил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.

Тема примирения «красных» и «белых» сегодня поднимается особенно активно, о его необходимости говорят с самых высоких трибун.Но что стоит за словом «примирение»? Каковы цели этого примирения, каков его смысл?

 

С тем, что Россия действительно нуждается в примирении «красных» и белых» мало кто спорит.Без этого примирения не устранить разломы на пути к внутреннему единству. Единству, с которым будет легче выстоять в непростой международной обстановке, в условиях жёстких антироссийских санкций. Единству, без которого невозможно полноценное обсуждение путей развития страны, её производительных сил и человеческого капитала, а самое главное – активной практической работы в этом направлении.

И всё же не мешает задаться вопросом: на каких условиях должен быть заключён мир между «красными» и «белыми»? Что нам предлагают забыть и от чего отказаться?

Вот что сказал в столетнюю годовщину отречения от престола Николая Второго Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл: «Те, кто забрал власть у царя, отдали её ещё более радикальным силам, и мы знаем, чем закончилась эта трагедия. Закончилась не сразу – даже не после кровавой и страшной гражданской войны, даже не после времен диктатуры и связанных с ней массовых репрессий, даже не после кровавой войны, унесшей миллионы и миллионы жизней, даже не в послевоенное время и даже не тогда, когда в девяностые мы снова задумались о том, как изменить жизнь страны. Сколько было надежд на то, что это произойдет! Но затем рухнуло государство, распалась великая страна…»

Несомненно, это мощная позиция. Её поддерживают многие, от либералов, до широкого круга людей, относящих себя к «белым».

«Красные» видят историю родной страны совершенно иначе. Они прекрасно помнят, что гражданская война началась с восстания чехословацкого корпуса, а «белые» действовали заодно с иностранными интервентами. Победа большевиков позволила восстановить территориальную целостность и государственный суверенитет большой России, возрождённой в форме СССР. Без этой победы современной России просто не было бы. Наша страна прекратила бы своё существование, если бы в годы первых пятилеток не была проведена масштабная модернизация промышленности. Без этого не хватило бы сил для Великой Победы.

Великий Октябрь провёл большую страну через главные испытания двадцатого века, вывел к новым историческим рубежам. Полёт коммуниста Юрия Гагарина в космос – это тоже результат Великого Октября. Результат неустанной работы «красных», осуществивших в аграрной неграмотной стране культурную революцию, открывших миллионам талантов путь к образованию, науке и технике, путь к творческому интеллектуальному дерзанию.

В 1991 году государство разрушили, а великую страну развалили после того как «белые» подняли голову и с удвоенной силой принялись за свою разрушительную работу.

Такова позиция «красных».

Можно ли примирить эти два подхода к пониманию сути отечественной истории? К пониманию того, кто реально создавал наши победы, и кто этому препятствовал? Как примирить их, когда Русская православная церковь за рубежом – по своим историческим оценкам классически «белая» – призывает убрать тело В.И. Ленина с Красной площади, «сокрушить» все поставленные ему памятники, а затем стереть с политической карты все названия, связанные с людьми, которые своими делами творили нашу советскую историю?

Впрочем, надо признать, что позиция РПЦЗ предельно радикальна. Многие «белые» предпочитают не торопиться. Считают постановку вопроса о захоронении тела Ленина несвоевременной. И по-своему правы. Да разве может быть иначе, когда после провалившейся в 1990-х годах кампании по десоветизации популярность и авторитет Ленина и Сталина, советских ценностей и символов получают растущую поддержку в обществе? После того как неолиберальный курс, густо замешанный на антисоветизме и отрицании преимуществ социализма, завёл Россию в исторический тупик?

Поэтому-то многие «белые» и не торопятся. Но выжидают, ждут своего часа. Ждут завершения декоммунизации и десоветизации на постсоветском пространстве, пусть на это уйдут годы и десятилетия. Когда представится удобный момент – дойдут руки и до Мавзолея.

Как после этого всерьёз говорить о примирении «красных» и «белых»? И каким будет смысл Памятника Примирения, который предложили соорудить потомки дворянских эмигрантов из революционной России? Будет ли он символом действительного примирения? Или речь идёт о том, что силы, побеждённые в России сто лет назад, всё ещё надеются взять реванш у победителей? 

Редакция телеканала "Красная линия"

Последние подробности