Садовая антиутопия

4 ноября 2018 8:00
Садовая антиутопия

В июле 2012 года к столице присоединили огромную территорию Подмосковья, которую назвали Новой Москвой. Ее площадь 1480 квадратных километров, почти в полтора раза больше «старой Москвы». Но стали ли эти квадратные километры по-настоящему городскими? Конечно, нет. В местных деревеньках по утрам поют петухи, речки по весне выходят из берегов, а леса совсем не похожи на столичные парки. А еще здесь много садовых товариществ, которые в теплое время года заполняются новомосковскими дачниками. Кто-то строит на участках добротные дома и проводит в них со своими семьями круглый год. О повседневной жизни в одном из таких товариществ рассказали в специальном репортаже журналисты телеканала «Красная Линия».

В садовом некоммерческом товариществе «Щербинка», расположенном недалеко от района Южное Бутово, близ реки Пахры, сменили председателя. Сменили шумно, со скандалом. А до этого больше года пытались выяснить, куда делись платежи за электричество, общие взносы на газификацию, благоустройство территории и прочие нужды товарищества. Кому только не писали с просьбой разобраться: и полицейскому начальству, и генеральному прокурору, и депутатам Государственной думы, и даже самому президенту. Только заниматься проблемами садового товарищества никто не захотел.

Как рассказала журналистам дачница Ольга Варгина, председатель правления «Щербинки» Андрей Перепелов деньги с садоводов собирал часто и помногу, но при этом ни за что не расписывался. Поэтому и к ответу его теперь привлечь трудно. Женщина и сама не понимает, как такое могло получиться. Вроде бы все члены садового товарищества люди взрослые, с богатым жизненным опытом. Многие работали в государственных структурах, у некоторых в прошлом служба в правоохранительных органах. Каждый по отдельности человек благоразумный, но все вместе годами отдавали собственные деньги непонятно кому и за что.

Садовое товарищество «Щербинка» было создано после войны, в далеком уже 1949 году. Участки выделяли работникам Московского станкостроительного завода имени Серго Орджоникидзе. Рабочие завода приезжали сюда коллективами, на открытых грузовиках, вместе распахивали землю, возились на огородах, сажали деревья и кустарники. Заборов между участками тогда не было, они появились гораздо позже. А поначалу жили очень дружно, доверия между людьми было гораздо больше, чем в наши дни.

К сожалению, люди того славного поколения уже ушли из жизни. Сегодня в «Щербинке» их дети, внуки и правнуки. Дачница Елена Чекменева говорит, что такого позора с пропавшими деньгами, какой приключился здесь год назад, в советское время не могло быть в принципе.

– Понимаете, наши родители были коллективистами, – объясняет она специальному корреспонденту Андрею Дружинину. – Все у всех на виду, открыто, без обмана. Жили, конечно, беднее, чем сегодня, когда многие возвели коттеджи за высокими заборами. Зато жили честно, благородно, с достоинством.

Андрей Перепелов, тот самый, что пропал с деньгами садоводов, бегал по поселку еще мальчишкой. Вырос у всех на виду. В 1990-х стал успешным коммерсантом и в садовом товариществе пользовался уважением. Перепелову доверяли. А как же иначе: доверять соседям тут было принято с самого первого дня. И вот этим-то доверием он и распорядился в собственных интересах.

– Его никто не контролировал, люди просто не понимали, зачем это нужно, – объясняет Алексей Попов, который исполняет в товариществе обязанности бухгалтера. – Никто и подумать не мог, что Андрей способен нас обмануть.

Поговорить с самим Перепеловым журналистам не удалось. Свою собственность в садовом товариществе он продал, по старым адресам в Москве не проживает, а по его известным телефонным номерам дребезжит автоответчик.

На газификацию поселка председатель собрал шесть миллионов рублей. Потом сказал, что нужно заплатить еще. На подведение газа садоводы сдавали ему от пятидесяти до четырехсот тысяч рублей. При этом через кассу товарищества денежные средства не проводились. Но никаких работ по газификации поселка как не было, так и нет.

Семьи, живущие в «Щербинке» круглый год, сегодня отапливают свои дома кто как может: кто электричеством, кто углем, а кто по старинке – дровами. Виктория Щербакова – многодетная мать. Ее домочадцы были очень рады переехать из тесной квартиры в Южном Бутове в собственный просторный дом. А теперь вроде бы новый повод для «радости»: в истории с Перепеловым Щербаковы потеряли не как другие – четыреста тысяч рублей, а всего сто. Конечно, для многодетной семьи это огромные деньги. Но могло быть и хуже, говорит Виктория. Сосед Щербаковых Сергей Кучин, кстати, бывший милиционер, отдал председателю двести пятьдесят тысяч рублей, все свои сбережения, к тому же еще и залез в долги. Как теперь быть, не знает.

После того как Перепелова погнали из руководителей товарищества, садоводы «Щербинки» организовали ревизию. И выяснили, что из сданных ими за два года девяти с лишним миллионов рублей задокументировано только 180 тысяч. Главный бухгалтер Алексей Попов уверен, что остальное пошло на личные нужды председателя.

– Он ведь коммерсант, имеет свои фирмы, ведет сроительство. Ему есть на что потратить наши деньги, – невесело вздыхает обманутый мужчина.

А между тем, как выяснилось, только за электричество члены товарищества «Щербинка» задолжали около девяти миллионов рублей. Именно на такую сумму выставило им счет «Мосэнерго». А теперь угрожает отключить должников от сети. Все 250 участков.

Для людей, которые круглый год живут на территории товарищества и отапливаются электричеством, это катастрофа. Кстати, если отключат сеть, то в домах не будет и воды, ведь ее из общей скважины качает электронасос.

Пока новое руководство «Щербинки» разбиралось со счетами, из небытия вдруг возник экс-председатель правления Перепелов. Нет, живьем его никто из членов товарищества не видел. Зато на доске объявлений при въезде на общую территорию появилось извещение о том, что он считает свое переизбрание незаконнным и намерен обратиться в связи с этим в суд. Тем временем в социальных сетях развернулась самая настоящая информационная война. У Перепелова появилась группа поддержки. Этого бедолагу якобы никак нельзя считать мошенником на доверии, а весь сыр-бор с его переизбранием не что иное, как сведение личных счетов.

Заявления в полицию обманутые садоводы подали еще в октябре 2017 года. В управлениях внутренних дел по Троицкому и Новомосковскому административным округам эти заявления приняли. А потом дело заглохло. Ни письменного разъяснения, ни внятного ответа на телефонные звонки. От личных встреч с пострадавшими представители органов внутренних дел отказываются.

Житель «Щербинки», бывший милиционер Сергей Кучин, хорошо знает: правоохранительные органы в такого рода случаях обязаны письменно уведомить заявителей о том, что проводят проверку. Почему они этого до сих пор не сделали, он не понимает. Об истинных причинах, как и другие его соседи, лишь догадывается. Люди говорят, что, вероятно, готовится рейдерский захват территории товарищества. Уж больно лакомое это место рядом с московским районом Южное Бутово для разного рода коммерсантов. Щербинцы превращениие своей жизни в садовую антиутопию считают преждевременным. События в СНТ очень напоминают произвол, творящийся в России, только в уменьшенном масштабе. А противостоять ему можно лишь в борьбе.

Специальный репортаж «Садовая антиутопия» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-169000.

Последние подробности

Прямой эфир
22:20
Дискуссионный клуб «Точка зрения» (12+)