Учительская самозащита

19 мая 2019 8:00
Учительская самозащита

Не один год Елена Ригмайло проработала воспитателем в одном из колледжей Санкт-Петербурга. А сейчас по несколько часов в день проводит перед постом охраны у входа в учебное заведение. Администрация отказывается пропускать педагога на рабочее место. Хотя не имеет на это никакого права.

Елена рассказывает, что у нее произошел конфликт с администрацией колледжа. А потом с ней просто решили свести счеты. И добиться справедливости пока не удается.

Такой случай – один из сотен, а может быть и тысяч по всей России. Сообщениями о несправедливых увольнениях и нарушениях прав педагогических работников пестрят многие СМИ. Пытаясь отстоять свое право на достойную зарплату или своевременную пенсию, учителя выходят на пикеты, обращаются в суды. Но очень часто действуют при этом в одиночку. А один, как известно, в поле не воин.

Боевой профсоюз педагогических работников общероссийского масштаба стал бы мощным подспорьем для равноправного диалога людей с властями любого уровня. Но пока это – теория. На практике есть «провластные» профсоюзы, существующие скорее для галочки, и какое-то число местных, региональных, среди которых встречаются и те, что бескомпромиссно выступают в защиту законных прав своих членов, не сдаются ни в какой ситуации и твердо идут до конца.

Наталия Кукушкина руководит профсоюзом работников образования в Череповце. В этом профсоюзе более 3 тысяч членов. В масштабах страны – капля в море. Зато немало выигранных судов и огромный авторитет. Письма от педагогов Наталия Кукушкина получает почти изо всех уголков страны.

– Кто-то жалуется, кому-то нужна консультация или другая помощь, – рассказывает профсоюзный лидер журналистам телеканала «Красная Линия». – И что интересно, практически все состоят в каком-то профессиональном союзе, платят членские взносы. А толку от этого – ноль.

Маленькая штаб-квартира череповецкого профсоюза расположена в здании Управления образования городской мэрии Череповца. Помещение выделили городские власти. Они были обязаны сделать это по закону. Учителя могут придти сюда без специального пропуска – в здание бывшего Гороно пропускают по профсоюзному билету. А еще обладателям такого билета около пятидесяти городских организаций – магазинов, спортивных клубов, поликлиник – предоставляют скидки, от 5 до 15 процентов. Организовал это, разумеется, все тот же независимый профсоюз. Не сразу и не без трудностей, но времени было достаточно, ведь организация была создана более двадцати лет назад, в 1998-м, как раз в том году, когда после объявленного либералами суверенного дефолта в правительство пришли левопатриотические силы во главе с академиком Примаковым.

Наталия Кукушкина рассказывает, что их профсоюз был, наверное, первым профессиональным союзом работников бюджетной сферы, не входящий в провластную профсоюзную систему ФНПР.

За много лет, продолжает профсоюзный лидер, в городе сложилась система сдержек и противовесов. Чиновники, выполняя циркуляры свыше, пытаются педагогов прижимать. А те, при поддержке профсоюза, идут в суд. И практически всегда выигрывают.

Воспитательнице детского сада Эльмире Тимощенко отказались начислить пенсию после 25 лет педагогического стажа.

– Сказали, поработайте еще полтора года, а потом приходите, – вспоминает женщина. – Отказались засчитывать годы, отработанные в Казахстане.

При помощи профсоюза пенсию удалось получить вовремя. Юридическое сопровождение дела в суде было безукоризненным.

Аналогичная проблема была и у Ларисы Короп. Еще во времена СССР она три года проработала учительницей начальных классов в Таджикистане. Но после того как профсоюз помог подобрать необходимые документы, хватило одного судебного заседания, чтобы пенсия была начислена.

Можно сказать, что отделение Пенсионного фонда в Череповце уже привыкло проигрывать судебные разбирательства профсоюзу работников образования. Но все равно пытается сэкономить на пенсиях педагогов. И нередко это получается. Особенно в тех случаях, когда люди, не желая прослыть скандалистами, боятся обращаться в суд,.

– Бывает, кто-то приходит на консультацию, рассказывает об очевидных нарушениях, – объясняет Наталия Кукушкина. – Мы предлагаем собрать документы и обратиться в суд. А человек отвечает: «Я подумаю». Уходит и, как правило, уже не возвращается. Это и есть страх. Его еще очень много в людях.

С похожими проблемами сталкивается и другой учительский профсоюз, сопредседателем которого является Всеволод Луховицкий. Межрегиональный профсоюз «Учитель» действует в 18 субъектах РФ, хотя членов в нем не так много – чуть более тысячи человек.

– Вы не поверите, сколько серди учителей индивидуалистов, – говорит Всеволод Луховицкий. – Очень недооценивают своих коллег, а потому не стремятся объединяться для коллективного отстаивания своих прав. Но если человек вступает в профсоюз, у него появляется уважение к другим членам профессионального цеха. И уже неважно, кто где работает – в столицах или где-нибудь в отдаленном селе.

Как раз в одном из таких сел произошел случай, который в сегодняшних реалиях можно назвать типичным. В средней школе села Звериноголовское Курганской области. учителя в течение двух лет не получали стимулирующие выплаты. При том, что соответствующие расчеты в ведомостях производились. В районной администрации говорили, что нет денег, но на самом деле деньги были. А выплачивали их лицам, не имеющим отношения к образовательному процессу. После разбирательства это было вынуждено признать даже руководство Курганской области. Но и после этого деньги учителям все равно платить не начали. И тогда межрегиональный профсоюз предложил решение.

– Поскольку по действующему законодательству забастовки практически запрещены, наши юристы нашли другой способ, – рассказывает Всеволод Луховицкий. – Каждый учитель в соответствии со своим правом на самозащиту написал заявление, что с такого-то числа прекратит работу, поскольку ему не была выплачена заработная плата в полном объеме. И это подействовало.

Однако расслабляться не стоит, убежден сопредседатель профсоюза «Учитель». Если не хочешь быть обманутым, бороться за свои права надо ежедневно. По всей стране. От Москвы до самых до окраин.

В Москве, кстати говоря, произвола не меньше, чем в провинции. Учительницу музыки Елену Спицыну уволили из ГБОУ «Школа «Бескудниково» 31 августа 2018 года. Администрация не приветствовала ее обучение в аспирантуре и использования права на учебный отпуск. После того как заявление на отпуск все же пришлось подписать, Елену сократили под предлогом отсутствия нагрузки.

Молодая преподавательница с самого начала была убеждена, что правда на ее стороне. Связалась с профсоюзом «Учитель», быстро собрала нужные документы. И уже 20 ноября 2018 года суд восстановил ее в должности учителя музыки.

Сегодня Елена продолжает работать в любимой школе и возглавляет здесь первичку профсоюза «Учитель». Работы по учительской самозащите у нее теперь непочатый край.   

Всеволод Луховицкий считает, что по-другому и быть не может. Образование рассматривается государством как услуга, переводится на принципы рынка. Учителя попадают в потогонную систему, когда их права нарушаются на каждом шагу. Поэтому надо бороться. Бороться сообща и побеждать.

– Сегодня мы столкнулись со звериным оскалом периферийного капитализма, – говорит Всеволод Луховицкий. – Если хотим остаться людьми и настоящими профессионалами, надо защищаться.

Специальный репортаж «Учительская самозащита» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу https://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-181708.

Последние подробности

Прямой эфир
06:45
Художественный фильм «Третий удар» (12+)