В поисках русской музыки

3 июня 2018 8:00
В поисках русской музыки

Музей забытой музыки. Оказывается, есть в России и такой. Его постоянная экспозиция находится в Воронеже, во Дворце культуры машиностроителей. Здесь хранятся музыкальные инструменты разных народов мира, причем некоторые из этих инструментов считаются исчезнувшими и не используются.

Эту уникальную коллекцию создатель музея Сергей Плотников собирал в разных концах страны. Многое приходилось реставрировать, тщательно доводить до ума. Часть экспонатов воссоздавалась по книгам, старинным чертежам и рисункам, даже по художественным произведениям. Здесь бандуры и волынки, гусли и русские гудки, карманные скрипки и лиры, в том числе колесные, чонгури, кугиклы и другие диковинки.

Плотников умеет играть на всех этих инструментах. Он же и главный экскурсовод музея. Регулярно проводит лекции-концерты. В конце любой желающий может не только подержать в руках забытые музыкальные раритеты, но и попробовать поиграть на них.

– Вы думаете, что волынка бывает только шотландской? – огорошил Сергей журналистов телеканала «Красная Линия», едва они переступили порог музея. – Ничего подобного. Волынка – это самый настоящий русский народный музыкальный инструмент!

С такого разрушения стереотипов и началась наша экскурсия по Музею забытой музыки. Дальше – больше. Принято считать, что игра на музыкальных инструментах требует особенных природных способностей, долгого обучения и тренировок. Для тех виртуозов, которые выступают на ведущих сценах России и мира, это, конечно же, именно так. Но если вы хотите поиграть для себя, дома, для семьи и друзей, то научиться может практически каждый. Народные музыкальные инструменты потому и стали именно народными, что играть на них мог любой, кому это было по душе. В истории народов нашей большой страны тяга к музыке прослеживалась всегда, так почему же не возрождать эту прекрасную традицию сегодня? Сергей Плотников как раз этим и занимается.

Создатель музея показывает несколько струнных инструментов. Их объединяет то, что все это – гусли. Только одни шлемовидные, которые знает почти каждый, другие крыловидные, их особенно почитали на Руси, а третьи – лировидные. О них мало кто знает, потому что это самый древний вид гуслей, появившихся в нашей стране.

Музей забытой музыки считается одной из достопримечательностей Воронежа. Сюда специально привозят туристов из других городов.

– Когда начинаешь разговаривать с людьми о русских народных музыкальных инструментах, чаще всего вспоминают о балалайке, бубне, трещотке, о гармошке, конечно же. Вот, пожалуй и все, – рассказывает Сергей. – Но когда гости видят десятки новых для себя народных инструментов, то испытывают эмоциональный шок. В хорошем смысле этого слова.

У Плотникова есть единомышленники и в других уголках России. Пока, говорит он, таких мест немного – буквально раз-два и обчелся. Но они потихоньку делают свое дело. Все больше соотечественников приятно удивляются звучанию традиционных инструментов, народной песни, богатству родной культуры.

Галина Яковлевна Сысоева заведует кафедрой этномузыкологии в Воронежской государственной академии искусств. Она утверждает, что среди сегодняшней российской молодежи очень много тех, кто активно поддерживает народную музыкальную культуру. И это не только ее студенты.

– Ребята, может быть, и не слышали многих народных песен, что называется, «живьем», но отношение к ним все равно очень положительное, – делится своими наблюдениями Галина Яковлевна. – Думаю, это естественный протест против агрессии западной массовой культуры, которая наступает на нас с помощью радио, телевидения, интернета.

Этой весной в Воронеже на шестом Межрегиональном конкурсе фольклорных коллективов «Наследие» собралась именно такая молодежь. Здесь не было сценических обработок, только живая традиция, которую и сегодня можно найти в разных местах России на деревенских завалинках. Галина Сысоева напоминает, что народную культуру и создавала как раз деревня. Заезжие артисты там не появлялись, развлекать себя местным жителям приходилось самостоятельно. Поэтому, объясняет профессор-музыковед, деревенское творчество и хранит все самое народное, чистое, без примесей.

На конкурсе в Воронеже звучали десятки, если не сотни народных песен. Сохраненные в памяти поколений, они рассказывали о том, как жили, чему радовались, чем гордились наши предки. А когда ребята исполняли песни о народных героях, то и сами становились немного героями, что неудивительно: вживались в образ, как и в любом виде искусства.

Народный русский сарафан, народная казахская жилетка, песни на языках народов России – все было на конкурсе в Воронеже. Дружба народов здесь – не дежурная фраза. Она пронизывала все, чувствовалась и в хоровой песне, и в коллективном танце.

Главное требование к участникам конкурса – максимальное следование традиции. Она должна быть передана в форме, наиболее близкой к ее реальному звучанию в народной среде. Для того чтобы можно было сохранить и передать дальше богатство народного наследия.

Участницы народного хора села Колыбельское Липецкой области – женщины пенсионного возраста. Бабушки, попросту говоря. На фестивале в Воронеже они выступали с аншлагом. Правда, чувствовалось, что петь им в силу возраста, вытягивать песню до конца, до каждого звука, довольно трудно. Но молодежь помогала.

– Очень захотелось им помочь, подпеть, поддержать, – делится молодая участница воронежского фестиваля Сабина Микаилова. – Ведь необыкновенно красивые у них песни.

Сабина рассказала, что ее подруги выучили эти песни наизусть, теперь хотят поехать по волжским селам, встретиться с местной молодежью, попеть вместе. Показать младшему поколению, какой мощный пласт народной культуры может быть им доступен сегодня. Ее надо поддержать и передать по эстафете дальше.

Эти ребята знают: потерять культуру своего народа – значит потерять самих себя.

– Мы понимаем, что защищаем и поддерживаем, – заявил со сцены участник фестиваля Сергей Старостин. – Но это не является абсолютной истиной для всего общества. Иногда нас воспринимают как маргиналов или сектантов. Вы хотите этого? И кем бы предпочли быть: маргиналом или сектантом?

Это удивительный парадокс: люди, поддерживающие традиционную народную культуру, едва ли не стали в сегодняшнем обществе белыми воронами. Слишком часто на их долю выпадает откровенное равнодушие окружающих.

– Да, это так, именно равнодушие, – сокрушается доцент кафедры этномузыкологии Воронежской государственной академии искусств, руководитель фольклорного ансамбля «Терем» Галина Павловна Христова. – Ужасающее, конечно, равнодушие. И очень жаль, что это именно в нашей, в такой богатейшей русской традиции мы наблюдаем.

Галина Павловна не раз задумывалась о причинах происходящего. По ее мнению, главная из них и, может быть, единственная – это незнание. Полное незнакомство с народной культурой. Ведь даже в школе сегодня нет предмета, который бы знакомил детей с национальной культурой. Несколько былин, сказок, десяток пословиц и поговорок – и всё…

Что с этим делать? Рассказывать, показывать, объяснять, знакомить. И, конечно же, играть и петь. Ведь потерять народную культуру – значит потерять себя…

Специальный репортаж «В поисках русской музыки» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv/programs/spetsialnyy-reportazh/video-159267.

Последние подробности

Прямой эфир
20:10
Художественный фильм «Игра без правил» (12+)