Суд признал Алексея Улюкаева виновным в получении взятки. Подробности

15 декабря 2017 14:30 Обновлено
Суд признал Алексея Улюкаева виновным в получении взятки. Подробности
На бывшего министра экономического развития РФ Алексея Улюкаева надевают наручники в зале суда. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Суд приговорил бывшего министра экономического развития Алексея Улюкаева к восьми годам колонии строгого режима. Его виновность в получении взятки от главы «Роснефти» Игоря Сечина полностью доказана, решила судья Лариса Семенова

«Признать Улюкаева виновным по ч. 6 ст. 290 УК РФ и приговорить его к восьми годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии строгого режима и штрафу 130 млн рублей», — огласила решение судья.

Улюкаев был взят под стражу в зале суда. На вопрос судьи, понятен ли приговор, экс-министр сказал: «Приговор понятен».

Семенова в своем приговоре поддержала позицию обвинения, что Улюкаев требовал от главы «Роснефти» Игоря Сечина взятку 2 миллиона долларов.

При этом суд признал смягчающими обстоятельствами наличие у экс-министра несовершеннолетних детей и престарелых родителей.

Обвинение просило приговорить бывшего министра к 10 годам колонии строгого режима и штрафу в 500 миллионов рублей. Защита настаивала на оправдательном приговоре.

«Суд установил, что Улюкаев виновен в получении взятки в особо крупном размере», — сказала судья Лариса Семенова. По ее словам, суд пришел к выводу, что Улюкаев, будучи Министром экономического развития РФ, мог повлиять на ход сделки по приватизации «Башнефти». Суд детально изучил обстоятельства процесса приватизации компании, установленные по показаниям представителей правительства и документам, сопровождавшим сделку.

По словам судьи, экс-чиновник действовал по заранее составленному плану, из корыстных побуждений «и с осознанием того, что ход приватизации «Роснефти» зависит от него».

Улюкаев сообщил, что в случае невыполнения его требования он может повлиять на сделку, указывается в приговоре. Суд также отметил, что глава «Роснефти» сначала «согласился с незаконным требованием Улюкаева», но, вернувшись в Москву, обратился в правоохранительные органы.

Согласно приговору,  в офис «Роснефти» министр прибыл (14 ноября 2016 года) в рамках «продолжения своего преступного умысла». «Беря деньги от Сечина, Улюкаев осознавал незаконный характер своих действий, но пошел на них из корыстных побуждений», — отметил суд в приговоре. Он поместил деньги в багажник, откуда после они были изъяты сотрудниками правоохранительных органов.

Суд счел доказательства, представленные и исследованные во время судебного процесса над Улюкаевым, как подтверждающие вину.

Судебный процесс над Улюкаевым, отправленным под домашний арест 15 ноября 2016 года, начался 8 августа. За это время в суде допросили 15 человек из 30 заявленных гособвинением. Ключевой из них, Игорь Сечин, на показаниях которого строилась практически вся фабула обвинения, в суд так и не пришел.

Из доказательств вины Улюкаева суду были представлены аудиозаписи его разговора с Сечиным, который сам пригласил бывшего министра в офис «Роснефти» вечером 14 ноября, где и передал сумку с деньгами.

$2 млн, которые, как выяснилось, выделил неизвестный инвестор, тоже показывали в суде. Кроме того, был проведен следственный эксперимент — гособвинение взвесило сумку с деньгами, и оказалось, что она весит почти 22 кг.

Игоря Сечина четыре раза вызывали в суд для дачи показаний, однако он не явился, сославшись на плотный рабочий график. В итоге показания Сечина при вынесении приговора суд учитывать не смог.

В основу обвинительного приговора легли показания бывшего начальника Службы безопасности Роснефти, генерала ФСБ Олега Феоктистова, который предложил Сечину обратиться в правоохранительные органы. Из приговора также следует, что при досмотре Улюкаев сделал замечание в протокол о том, что не знал, что в сумке деньги, думал там подарок, вино.

Улюкаев считает показания Сечина и Феоктистова оговором, а само дело — результатом провокации. Требовать взятку уже после завершения сделки, по мнению Улюкаева, было бы нелепо, а его преследование связано со стремлением Сечина «устранить критика». Так, после его задержания государственный пакет «Роснефти» был приватизирован по значительно более низкой цене, чем предполагалось. Это свело на нет синергетический эффект, на который рассчитывало руководство страны, решив допустить корпорацию до приватизации «Башнефти», указывал обвиняемый.

Мнение о нецелесообразности участия «Роснефти» в сделке по приватизации «Башнефти» Улюкаев высказывал как специалист по экономике, а не как руководитель ведомства; реально повлиять на ход приватизации «Башнефти» Улюкаев по собственной инициативе не пытался, заявил он суду. К тому же похожие суждения высказывали вице-премьеры Аркадий Дворкович и Игорь Шувалов, помощник президента Андрей Белоусов, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, министр энергетики Александр Новак и другие высокопоставленные чиновники, подчеркнул обвиняемый.

7 декабря Улюкаев выступил в суде с последним словом. «Это удивительное следствие: в нем потерпевший сначала превращается в свидетеля, а потом фактически утрачивает даже этот статус — превращается в мнимого свидетеля, который, затерявшись где-то в просторах между Ханты-Мансийском и Римом, растворился. Так же растворился, как растворился пресловутый синергетический эффект для бюджета от приобретения компанией «Роснефть» акций компании «Башнефть». Растворился, только запах серы в воздухе остался», — говорил обвиняемый, имея в виду неявку Сечина в суд.

В своей речи он извинился перед россиянами за то, что «слишком часто шел на компромиссы, выбирал легкие пути, карьеру и благополучие зачастую предпочитал отстаиванию принципов». «Только когда сам попадаешь в беду, начинаешь понимать, как тяжело на самом деле живут люди, с какой несправедливостью они сталкиваются. А когда у тебя все в порядке, ты позорно отворачиваешься от людского горя», — заключил обвиняемый.

Категории: Общество

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
10:15
Дискуссионный клуб «Точка зрения» (12+)