Десятки тысяч человек в начале пандемии коронавируса умерли от применения гидроксихлорохина – лекарства, которое Минздрав РФ использовал в основной схеме лечения ковида

11 января 2024 12:00

Курс лечения из двух упаковок гидроксихлорохина в 2020 году стоил в Москве 20-22 тысячи рублей. На начальном этапе пандемии его даже выдавали бесплатно. Сейчас цена гидроксихлорохина составляет 250-800 рублей за упаковку

Специалисты по медицинской статистике из Университета Лион-1 и Университета Лаваля в Квебеке установили, что применение гидроксихлорохина для лечения COVID-19 в начале пандемии привело к гибели не менее 17 тысяч человек — и это только в тех странах, по которым удалось собрать необходимые для исследования данные. Это вещество широко применялось в первой половине 2020 года, хотя никаких клинических доказательств его эффективности против ковида на тот момент не было. Со временем выяснилось, что препарат не просто бесполезен, но и вреден для здоровья. Исследование, иллюстрирующее важность соблюдения принципов доказательности в назначении терапии, опубликовано в журнале Biomedicine & Pharmacotherapy.

Распространение в человеческой популяции возбудителя SARS-CoV-2 в конце 2019 года остро поставило перед медиками всего мира проблему поиска терапии для заболевания. Поскольку инфекция была новой, доказанно эффективных методов ее лечения быть не могло. Однако вирусологи почти сразу обратили внимание на ряд уже известных веществ, которые могли бы стать кандидатами в противоковидные препараты. Одним из них был противомалярийный препарат хлорохин и его близкий аналог — гидроксихлорохин (отличающийся лишь двумя атомами — гидроксильной группой).

Механизм противомалярийного действия хлорохина, гидроксихлорохина и их аналогов (например, более известного в России мефлохина) заключается в снижении кислотности клеточных органелл эндосом, которые малярийный плазмодий использует для проникновения в клетку. Как противомалярийные средства все эти препараты довольно старые, но по-прежнему могут быть рекомендованы к применению. В развитых странах гидроксихлорохин, однако, преимущественно используют уже не как противомалярийный препарат, а как средство для лечения аутоиммунных заболеваний.

С появлением нового коронавируса, SARS-CoV-2, о противовирусной эффективности гидроксихлорохина вспомнили снова. Уже к февралю 2020-го были получены первые лабораторные данные, свидетельствующие в пользу возможной терапевтической эффективности вещества. Хлорохин (а также, например, ремдесивир — другое вещество-кандидат, впоследствии провалившееся в клинических исследованиях) ингибировал инфекцию клеточной культуры новым коронавирусом. Аналогичные данные были очень быстро получены и для гидроксихлорохина. Оба вещества стали приобретать известность у медиков на фоне полного отсутствия специфической терапии ковида в начале пандемии.

Но само по себе ни отсутствие токсичности, ни лабораторные данные по подавлению инфекции не гарантировали эффективности препарата при лечении болезни — установить ее могли только специально спроектированные клинические исследования, которые и были организованы в рекордный срок. Крупнейшими из них стали инициированное ВОЗ исследование «Солидарность» — в его экспериментальной группе, получавшей препарат, было 947 человек — и проводившееся в Великобритании Recovery («Восстановление») — там гидроксихлорохин принимал 1 561 госпитализированный с ковидом.

Власти многих стран поспешили с разрешением лечить ковид гидроксихлорохином — и новое исследование доказало, что это обошлось человечеству в десятки тысяч жизней

Проблема, на которую обращают внимание авторы новой статьи в Biomedicine & Pharmacotherapy, заключается в том, что, помимо применения гидроксихлорохина в рамках клинических исследований, во многих странах его почти сразу начали назначать просто для лечения — без рандомизации пациентов и без должного учета результата применения.

Исследователи решили установить, что стало результатом такого применения и какова оказалась цена решения использовать препарат без должной проверки эффективности. Для этого они использовали две основные группы данных:

— данные о госпитализациях, назначениях препаратов и смертях среди госпитализированных;

— данные о том, насколько применение гидроксихлорохина и хлорохина увеличивает риск смерти.

Последние были получены в ходе анализа результатов клинических исследований гидроксихлорохина в большом метаобзоре, опубликованном в начале 2021 года. Вкратце его результаты сводятся к тому, что назначение препарата на 11% увеличивает риск смерти от всех причин у пациентов по сравнению с такими же больными, которым препарат не назначали (по хлорохину данных об эффективности было принципиально меньше).

В частности, гидроксихлорохин повышал частоту серьезной сердечной аритмии у принимавших его людей по сравнению с пациентами со стандартным лечением — и, соответственно, увеличивал риск смерти, связанный с сердечно-сосудистыми причинами.

Общий же рост риска смерти в исследовании Recovery был даже вдвое больше — что говорит о том, что гидроксихлорохин вредно воздействовал не только на сердце, но и на другие органы пациентов.

Оценить стоимость применения гидроксихлорохина в человеческих жизнях удалось по следующей методике: исследователи рассчитали количество умерших среди тех госпитализированных заболевших, которым назначали гидроксихлорохин, и вычислили количество «избыточных» смертей, опираясь на данные об увеличении на 11% шансов умереть.

Исходными данными исследования были все существующие публикации в научной базе данных PubMed, однако получить информацию о назначениях препаратов в ходе терапии удалось лишь по очень небольшому числу госпиталей и стран. В итоговые значения попали смерти, зарегистрированные только в Бельгии, Франции, Италии, Испании и Турции, а большая часть (почти 13 тысяч умерших) относится к США.

В итоге, утверждают авторы, им удалось установить, что применение гидроксихлорохина привело к избыточной смерти 16 990 человек. Следует еще раз подчеркнуть, что это не поименный список умерших, а статистическая оценка с доверительным интервалом: с вероятностью 95% число смертей лежит в интервале от 6 267 до 19 256 человек.

Сами авторы признают, что полученное значение — это лишь вершина айсберга, так как по большинству стран данных о назначениях препаратов найти не удалось. Кроме того, авторы сознательно исключили из рассмотрения случаи применения гидроксихлорохина после августа 2020 года, когда почти во всем мире (но, к сожалению, не в России, где препарат рекомендовали до начала 2021 года) лекарство было признано неэффективным. В исследовании не учитывались и смерти, связанные с применением гидроксихлорохина вне больниц.

Категории: Общество Политика

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
11:25
Художественный фильм «Никогда» (12+)