О задачах КПРФ по борьбе с фашизмом и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. ЧАСТЬ I. Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VI (майском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК партии

24 мая 2023 21:26 – КПРФ

«Красная Линия» публикует доклад, подготовленный Председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым к VI (майскому) совместному пленуму ЦК и ЦКРК КПРФ

По техническим причинам доклад разделен на две части. Часть 1Часть 2.

 Доклад Председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова на VI (майском) совместном пленуме ЦК и ЦКРК партии.

ЧАСТЬ 1

Уважаемые товарищи! Участники пленума!

Встречая 100-летие образования СССР, мы сумели напомнить народным массам о грандиозных достижениях социалистической Отчизны. Её масштабные свершения и великие победы вывели наше Отечество в авангард мирового прогресса. Они стали вершиной российской истории. Не только друзья, но и враги советской державы хорошо знали главные источники её успехов. Вот почему в разрушении нашей единой Родины они сделали ставку на антисоветизм и русофобию.

Вступив в борьбу с этим злом, мы возродили нашу партию, сделали КПРФ главной защитницей интересов трудового народа и родной страны. В момент своего возрождения мы прямо заявили: «К власти пришли компрадоры, реставрирующие капитализм в его наиболее примитивных варварских формах». В результате: «Под угрозой оказалось само существование отечественной государственности, экономической и политической независимости и целостности страны».

Восстановительный съезд нацелил партию «предотвратить падение в пропасть, восстановить национальное достоинство, благополучие народа, уважение к нашей Родине». С целью «остановить надвигающуюся катастрофу» распада России, возвращения её на путь народовластия и социализма был взят курс на консолидацию «всех подлинно демократических и патриотических сил, объединённых идеей спасения Отечества».

Так мы определили свои задачи 30 лет назад. Но тогда мы ещё не могли знать, до какого уродства дойдёт капиталистическая реакция на пространстве СССР. Что с благословения НАТО возродится бандеровщина, а в центре Европы нацисты вновь начнут уничтожать людей. Что памятники антифашистам будут оскверняться и свергаться с пьедесталов, что «цивилизованный Запад» выступит за «отмену» не только России, но и русской культуры, объявит войну всему Русскому миру.

В своём Программном заявлении от 14 февраля 1993 года мы подчёркивали, что КПРФ «будет жить и действовать на благо своего народа, во имя спасения и возрождения Отечества. Ключевая объединительная идея российских коммунистов в переживаемый исторический момент  идея патриотизма, государственной целостности России».

Все эти годы мы были верны взятому курсу. Наступает момент оценить сделанное, наметить новые рубежи защиты нашего народа от смертельных угроз, определить место патриотического воспитания в борьбе с нацизмом, за суверенное, социалистическое развитие родной страны.

Важнейшее начало народной жизни

Товарищи! Тысячелетний путь России преисполнен испытаний. Из века в век в её истории патриотические устремления являлись основой народного бытия, важнейшей частью общественного сознания. Во все времена любовь к Отечеству, к земле своих предков соединялась с чувством сопричастности к большому коллективу. В патриотических идеях воплощалась неразрывная связь поколений. Представления о Родине и народе сливались в единое целое.

В самой гуще народа жило, развивалось и укреплялось понимание того, что страна не может жить только лишь настоящим. История и культура России, социально-экономический и политический строй виделись изменяющимися в течение времени. Но сохранялись народное ощущение тесной связи с путём Отечества и вера в его лучшее будущее.

Конечно, патриотизм — понятие историческое. Его содержание определяется конкретной общественной формацией. Первые элементы патриотизма зарождались у наших предков ещё до образования Древнерусского государства. Для культуры и воспитания восточных славян было характерно возвышенное отношение к матушке-Земле. Чувство общинного единения и любви к родным просторам крепло в коллективной борьбе с суровой природой, в тяжёлом и упорном крестьянском труде, в противостоянии внешним врагам.

В средние века русский патриотизм ярко отразился в летописях, былинах и сказаниях: «Слове о полку Игореве», «Поучении Владимира Мономаха», «Слове о погибели Русской земли», «Житии Александра Невского», «Задонщине», «Сказании о Мамаевом побоище» и других литературных памятниках. Они проникнуты идеей единства родной земли, неприятием междоусобных войн и иноземного владычества.

Переход от феодальной раздробленности к централизованному государству наполнил идею единства Русской земли историческим оптимизмом, верой в мощь растущей державы. Русь взяла курс на свержение ордынского ига. Наиболее успешными в политике собирания земель оказались московские князья. Возникает религиозно-философская концепция «Москва — третий Рим». Венчание на царство Ивана IV и преодоление Смуты стали высшими точками в развитии средневекового русского патриотизма.

Приближалось Новое время — период складывания наций в Европе. При Петре I патриотизм обретает характер официальной идеологии. Он рассматривается как высшая ценность и источник жизнедеятельности народа, государства, армии, личности. Этот взгляд нашёл отражение в работах Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева и других авторов.

Идеи патриотизма наполнялись всё более широким смыслом. Патриот для М.В. Ломоносова — это человек научно образованный, смелый покоритель природы, трудолюбивый и бескорыстно служащий Родине.

Вслед за этим появляется фигура А.Н. Радищева. В.И. Ленин называл его «первым русским революционером», а А.В. Луначарский — «пророком и предтечей революции». Неспроста Екатерина II назвала его бунтовщиком хуже Пугачёва. В представлении Радищева «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же… Не все, рождённые в Отечестве, достойны величественного именования сына Отечества (патриота)…».

Глубоко патриотические мотивы звучат в творчестве «отца русского социализма» А.И. Герцена. В письме сыну Александру он наставлял его: «Ты никогда не забывай, что ты должен быть русским, твои руки, чуткие руки врача… должны быть на ранах родной страны».

Каждый революционный мыслитель в России мечтал переустроить её на прогрессивных началах. И каждый выступал с позиций любви к Родине. Революционер-демократ Н.Г. Чернышевский указывал: «Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина — это народ».

С отменой крепостного права Россия ускоряет движение по пути капитализма. В это время на авансцену мировой истории выходит буржуазный патриотизм. В руках крупного капитала он, во-первых, становится орудием удержания господства эксплуататоров, а во-вторых, средством угнетения одних народов другими. Такого рода патриотизм неизбежно вырождается в национализм.

К началу ХХ века в империалистических странах национализм достигает всё более крайних форм. Этот классовый «патриотизм» буржуазии соединялся с идеями культурного и расового превосходства «цивилизованных наций». Именно он стал предтечей фашизма.

В силу конкретно-исторических условий нашу страну данная трансформация затронула во многом «по касательной». Она не успела укорениться. Россия, по выражению В.И. Ленина, оказалась «слабым звеном в цепи империализма». Русская буржуазия была слабее её британских, французских, германских и американских конкурентов. Продажа Аляски показала, что Российская империя не имела ресурсов для масштабной колониальной политики. Россия не входила в число активных участников борьбы за передел уже поделённого мира. С конца XIX века схватка развернулась между крупнейшими империалистическими державами.

Повороту к крайнему национализму и этнической исключительности препятствовал и второй фактор  многонациональный состав населения Российской империи. Часть русской буржуазии пошла по пути взращивания черносотенного движения, но его влияние осталось весьма ограниченным.

Третьим стал историко-культурный фактор. Акцент на стремлении к правде и справедливости в русской культуре и общественной жизни был традиционно силён. Это делало национализм маргинальным явлением в России, не типичным для её духовной и интеллектуальной жизни.

Наконец, в-четвёртых. Особую роль в нашей истории сыграли боевой характер российского пролетариата и преобладание общинных, коллективных форм организации жизни народа в огромной крестьянской массе. Данный фактор вместе с появлением ленинской партии авангардного типа обеспечил прорыв России в социализм. Характерный для буржуазной Европы национализм остался на задворках российской истории. Наша страна осуществляла принципиально новый социальный проект, отвергающий национализм в корне.

Советский патриотизм стал вершиной развития патриотических чувств народов России. Он явился закономерным результатом Великой Октябрьской социалистической революции и ленинско-сталинской модернизации. Это историческое явление возникло в процессе переустройства общества. Советский патриотизм соединил любовь к Родине с классовым созна-нием трудящихся  абсолютного большинства нации.

Практика СССР наполнила особым смыслом естественное и благородное в своей основе чувство патриотизма. Новая ступень в мировом историческом развитии очистила его от любого намёка на национализм, диалектически соединила с принципами интернационализма. Наша партия настойчиво следует этой прогрессивной политике.

Советский мир — вершина мировой истории

Уважаемые товарищи!

Эволюция капитализма прошла ряд этапов. Но его реакционные черты неизменны. Сегодня имперский Запад стремится возродить практику агрессивного колониализма. Его главными мишенями стали Китай и Россия.

Свою бешеную русофобию Вашингтон и его сателлиты распространяют на все народы, населяющие нашу странуВ этих условиях понятие Русский мир стало широко востребованным. Такой мир в понимании коммунистов  не узкоэтническое, а общенациональное явление. И потому оно носит интернациональный характер.

Культурно-исторически Русский мир соединяет лучшие черты всех народов России. В их числе: любовь к великой и малой родине; коллективизм; стремление к справедливости; уважение и дружеское отношение к людям всех народов; верховенство духовного над материальным; совестливость и ответственность перед товарищами и страной. После победы Великого Октября данные черты русской традиции легли в основу нового, советского мира. Именно он явился вершиной народного Русского мира.

Таковы наши подходы в условиях, когда сверху стал насаждаться официозный «Русский мир». В этой версии он оказался выхолощен и лишён главного в своей истории  борьбы за социальную справедливость, как будто не было антибоярского восстания Степана Разина, крестьянской войны Емельяна Пугачёва, антидеспотического восстания декабристов, гражданского мужества Николая Чернышевского, самоотверженности народовольцев. И, наконец, в нём нет героической борьбы пролетариата России, увенчанной подвигом большевистской революции, спасшей нашу тысячелетнюю государственность вместе с прорывом к новому миру.

Русский мир, поданный на блюде официальной пропаганды, решительно обеднён. В буржуазно-классовой интерпретации его будто обокрали, обкорнали со всех сторон, лишили напряжённой духовной работы во имя преображения Родины. Из него будто изъяли нерв борьбы, набата, надрыва, которыми преисполнена история России. И стал вдруг этот Русский мир каким-то странным, половинчатым, обнищавшим, неполным. А значит, и не победным!

В реальном Русском и советском мире имена борцов за социальную справедливость прочно соединились с образами защитников Отечества: Александра Невского, Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Алексея Брусилова, Семёна Будённого, Михаила Фрунзе, Константина Рокоссовского, Георгия Жукова.

Советский мир поднял культурно-историческое явление нашего мира на невероятную высоту и потому победил самое страшное зло — мировой фашизм. Этот великий подвиг спас мировую культуру от уничтожения, а человечество  от рабства нацизма, от планетарного концлагеря.

Советский человек строил свой мир — мир социализма — с первых дней Великого Октября, основывая его на освобождении трудящихся от эксплуатации капиталом. Это открыло широкий простор для даровитого русского и всех народов России. Талант советского народа выразил себя в большой науке, художественном творчестве, спортивных победах, а прежде всего  в трудовых достижениях рабочего и крестьянина. Чего стоило одно только Стахановское движение, ускорявшее невиданные в мире темпы индустриального развития СССР! Знаковым явлением стало Движение рационализаторов и изобретателей, другие глубоко народные инициативы.

В советское время Русский мир приобрёл новое качество. Каждый мог проявить свой талант. Труд стал делом чести, доблести и геройства. Постсоветское время всё изменило в пользу бесталанных «звёзд» шоу-бизнеса, информационных киллеров, блогеров-мошенников, себялюбивых «моделей» и других любителей «красиво жить». Они оттеснили истинных подвижников, созидателей, людей труда, добывающих средства к жизни продажей капиталу своих рук и умов. Всё происходит в преступном согласии с духом гниющего олигархического капитализма.

В высокой советской духовности воплотились масштабные достижения культурной революции. Сформировалось важнейшее качество советского мира: массовое стремление к научным знаниям. Предвоенный лозунг И.В. Сталина «Кадры, овладевшие техникой, решают всё!» заряжал брать новые и новые высоты. СССР создал могучую промышленность, лучшие в мире системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Общая и профессиональная культура граждан находилась на высочайшем уровне.

В единую советскую цивилизацию народы и нации СССР скрепляли великий русский язык и русская классическая литература. Советский мир — это мир справедливости. Он оставил в прошлом старые язвы, запечатлённые великими авторами. Н.В. Гоголь представил унижение и беззащитность маленького человека в образе Акакия Акакиевича Башмачкина. Н.А. Некрасов пронзительно вывел беспросветную крестьянскую жизнь в поэме «Кому на Руси жить хорошо». А.И. Куприн со всей суровостью показал оскорбление женской чести в романе «Яма». Нещадную эксплуатацию крестьян и пролетариев, интеллигенции и мелких служащих раскрыли гениальные произведения Л.Н. Толстого и А.Н. Островского, А.П. Чехова и А.М. Горького.

СССР осуществлял сложнейший переход от капитализма к социализму. Социальная несправедливость, как и эксплуатация человека человеком, экономически были невозможны в советском обществе. Но это не значит, что несправедливость удалось изжить вовсе. В социальной жизни она многолика. В советском мире несправедливость нашла выражение в бюрократизме и мещанстве, проявлениях карьеризма, расхищении общенародного имущества. Опасными для социалистического государства были идеологическое и политическое лицемерие, начётничество, чванливое отношение к идейно-теоретической работе как способу обслужить начальство по случаю важных дат и событий.

Есть ли у нас возможность выразить все эти явления одним термином? Да, есть. Всё это прямое выражение мещанства, частнособственнической психологии и морали. Об их живучести настойчиво предупреждали и Маркс, и Энгельс, и Ленин. Забвение их заветов послужило основой массового предательства Горбачёва, Ельцина и их продажной компании.

Человек советского мира формировался в нелёгком преодолении мелкобуржуазного образа жизни. Страна настойчиво стремилась разрешить противоречия между «моим» и «нашим», индивидуальным и коллективным, моралью коммунистической и частнособственнической. Прежде всего это требовало воспитания в коллективе и через коллектив. Эта педагогическая традиция формировалась и крепла в сталинскую эпоху, утверждалась в годы Великой Отечественной и послевоенного восстановления.

Личное в советской практике итожилось в общем. Коллективное требование лежало в основе сознательной дисциплины. Общественный интерес выступал основой воспитания советского патриотизма и социалистического интернационализма. Национализм был исторически чужд человеку Русского мира. Для советского человека он стал неприемлем в принципе.

Октябрь 1917 года спас Россию от губительной для многонациональной страны траектории, заданной крупным капиталом. Когда к началу ХХ века буржуазные отношения в Европе утвердились во всей полноте, национализм здесь вступил в эпоху расцвета. Национализмы разных мастей проявились тогда и в России: русский черносотенный, украинский, белорусский, грузинский и другие. Позже, уже под сенью Временного правительства, эта тенденция привела к разгулу сепаратизма и разрыву страны на десятки «государств». Причём их создание шло не только на национальных окраинах бывшей империи. Оно имело место и на Урале, в Сибири, на Кубани.

Гибельные процессы распада остановили большевики. Учреждение СССР стало символом победы интернационализма над национализмом. КПРФ убедительно напомнила об этом в связи со 100-летием образования Советского Союза. Ленинская национальная политика стала поистине спасительной для народов России. Этот факт мы обязаны и дальше настойчиво раскрывать в своей идейно-теоретической работе, в пропаганде партии, в нашей информационной политике.

С хрущёвских времён началось отступление от принципов коллективизма. Ползучий буржуазный либерализм и космополитизм стали проникать во все сферы общественной жизни. Подтачивались духовные основы советского мира. Это негативно влияло на решение задач патриотического воспитания. Горбачёвско-яковлевская «перестройка» логически завершила этот губительный процесс. Она же взбила пену национализма, спровоцировала сепаратистские настроения, породила кровавые конфликты.

Коллективизм лежал в основе Русского и советского мира. К концу 1980-х он стал уступать позиции перед натиском агрессивного индивидуализма. Разгул эгоистических устремлений обернулся «лихими девяностыми» и торжеством криминала. Пока лицемеры кричали о правах человека, расцветал бандитизм, вершились дикие преступления против личности и общества. Повседневностью стали махинации и насилие, грабежи и убийства. Подтвердилось сказанное Сталиным ещё до социалистического преображения России: общественная собственность объединяет, частная — разъединяет.

В результате реставрации капитализма произошло забвение одного из стержневых качеств советского мира  непримиримое отношение к империализму, который неизбежно порождает фашизм. Происходящее сегодня на Украине, да и во всём мире, это убедительно подтверждает.

Запад развязал против России настоящую войну на уничтожение. Условия спасения — мобилизация народных сил и сплочение общества. Но власть сохраняет курс в интересах кучки олигархов и высшей бюрократии. Это в корне противоречит интересам Державы и усиливает угрозу национальной катастрофы.

Классовый интерес мешает правящим кругам опереться на жизненно важный советский опыт. Чтобы оправдаться за это, они продолжают бросать камни в великую советскую цивилизацию. Власть официально пропагандирует Русский мир при агрессивном антисоветизме. Это одновременно является и глупостью, и преступлением. Проводимая политика противоречит просоветским настроениям в обществе, которые устойчиво выявляет отечественная социология.

Правящие круги упорствуют, не желая занять сторону народного большинства. Наши сограждане наблюдают попустительство действиям «пятой колонны». Они видят постыдно заколоченный Мавзолей Ленина в день 9 мая и коптящий на Урале ельцинский гадюшник, отравляющий молодёжь. Они видят, как усидевшие в высоких кабинетах либералы навязывают новую приватизацию вместо импортозамещения и оздоровления экономики. От них не скрыть то, как обогащается олигархия, торгуя через линию фронта. Это крайне возмущает граждан и откровенно препятствует победе народных сил в сражении за национальный суверенитет, в священной борьбе с фашизмом.

Сегодня как никогда остро звучат слова Ленина из работы «Грозящая катастрофа и как с ней бороться». В сентябре 1917 года он писал: «Нельзя сделать страну обороноспособной без величайшего героизма народа, осуществляющего смело, решительно великие экономические преобразования... Война неумолима, она ставит вопрос с беспощадной резкостью: либо погибнуть, либо догнать передовые страны и перегнать их также и экономически».

КПРФ настаивает: смена буржуазной системы социализмом неизбежна. И мы предлагаем для этого свою созидательную программу. В её основе — отстранение олигархии от управления экономикой и финансами; возвращение ключевых отраслей государству; обеспечение продовольственной и технологической безопасности; кадровое оздоровление и очищение госаппарата от тех, кто запятнал себя коррупцией и русофобией; восстановление попранного «реформами» справедливого пенсионного законодательства и всеобщего права на бесплатное, высококлассное образование и здравоохранение.

Программа КПРФ подкреплена убедительным опытом народных предприятий. При нашей поддержке они доказали: опора на социалистические принципы даёт блестящие результаты!

Наши подходы к возрождению страны раскрывает пакет законопроектов в интересах народа. Среди них — закон «Образование — для всех» нобелевского лауреата Ж.И. Алфёрова и самых авторитетных специалистов. Проект закона о «детях войны» призван поддержать тех, у кого фашисты отняли детство, а нынешняя политика отнимает достойную старость. Мы предлагаем защитить трудящихся социально; серьёзно расширить поддержку молодых семей, материнства и детства; преодолеть демографическую катастрофу, в силу которой только за три последних года нас стало меньше на два миллиона.

Настаиваем на оздоровлении избирательной системы. Общество имеет право на защиту от подтасовок. Избирательный кодекс КПРФ способен положить конец провокацион-
ной «трёхдневке», авантюрной «электронке» и голосованию «на пеньках». Эти «новшества» «единороссы» проталкивали под предлогом коронавируса. Но Всемирная организация здравоохранения уже объявила о завершении пандемии. Однако издевательство над здравым смыслом продолжается. Мы решительно заявляем: ваши действия разлагают общество, подрывают доверие к политической системе и дурно пахнут! Они прямо способствуют гражданскому расколу и дестабилизации страны в условиях «гибридной войны», объявленной России извне.

На нынешнем повороте истории реализация нашей программы — это уже не вопрос простых пожеланий или чьих-то мечтаний. Это единственный путь к возрождению и процветанию Родины.

Нам выпало жить в сложнейшее время, когда весь мир обязан услышать призыв «Социализм или варварство!». Для России смысл этих слов заострён особенно сильно. Как и в 1917-м, и в 1941-м, вопрос встал предельно жёстко: «Социализм или смерть!».

Мы с вами обязаны выиграть этот великий исторический бой. Ради достижения этой благородной цели мы сделаем всё возможное!

У истоков будущих побед

Товарищи! Общественный прогресс — факт неоспоримый и неумолимый. Пусть даже с паузами, а временами с разворотами и откатами, но человечество тысячелетиями двигается вперёд. Оно шло от варварства к цивилизации, от дикости к культуре, от разрозненных родов, племён, общин к более крупным общностям и, наконец, к государству. Само государство менялось, переходило в руки всё более прогрессивных классов.

Увы, на своём большом пути человеческое общество проходило через массу страданий и несчастий. Мыслители пытались осознать суть этих процессов и показать дорогу к лучшему будущему. Но только Маркс и Энгельс сделали величайшие открытия в изучении общества. По своему значению они превзошли многие другие открытия.

Основатели марксизма доказали, что человеческая история — не набор случайностей. Она подчинена определённым объективным законам. Зная их, можно преодолеть стихийность развития общества, изменить его к лучшему.

Важность этого шага невозможно переоценить. Перед человеком впервые открылась дверь в светлое будущее, где совершится переход от царства необходимости к царству свободы. Люди этого будущего преодолеют извечные противоречия и язвы общества: эксплуатацию, неравенство, бедность. Недаром юный Карл Маркс так восхищался фигурой мифического Прометея. Восстав против установленной богами-олимпийцами предопределённости, он помог людям расстаться с варварством и невежеством.

Поставив во главу угла человека, его нужды и надежды, его стремление к счастью, марксистская этика доказала свой глубоко гуманный характер. Не прибыль, не слепые и безжалостные законы, обрекающие массы на прозябание, а величие человека — вот суть марксистско-ленинского учения.

Научный коммунизм подарил трудящимся вдохновение, исторический оптимизм, энергию, уверенность в своих силах. Именно это отличает молодость от дряхлости, прогрессивность от закостенелости. Коммунизм — это идеология юности человечества. Для общества с историей в тысячи лет это возможность сбросить с себя старые лохмотья угнетения, насилия, неравенства. Слова «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить молодым» — замечательный гимн той свежести, которую принёс марксизм.

Классики научного коммунизма рассматривали молодёжь, молодых трудящихся как движущую силу социальных изменений. Стремление к прогрессу, к саморазвитию, отвага и готовность к испытаниям — эти качества, по мнению Маркса, Энгельса, Ленина, отличают лучших представителей молодых поколений. Это доказали классовые битвы: Парижская Коммуна, Первая русская революция, Великий Октябрь, ленинско-сталинская модернизация и, наконец, Великая Отечественная война.

Молодые герои-коммунисты были убеждены в правоте своих идей и готовы к борьбе за освобождение трудящихся. И это прямой результат того внимания, которое наши предшественники уделяли задачам воспитательного характера. Вот почему более половины личного состава 11-миллионной победоносной Красной Армии, разгромившей гитлеровский фашизм, были коммунистами и комсомольцами. Семь из десяти штурмовавших Берлин командиров были учителями и директорами советских школ.

Наши товарищи по партии и сегодня мужественно сражаются на фронтах специальной военно-политической операции. Они бьются на передовой против нового фашизма с бандеровско-натовским оскалом. Коммунисты вновь рискуют собой и отдают жизни за победу над теми, кто вновь пытается отравить мир «коричневым» ядом. Представители КПРФ и наши союзники подали пример гражданственности, разворачивая добровольческое движение помощи Донбассу. В числе первых пример в этой большой работе стали показывать наши отделения в Севастополе, Подмосковье, Ростовской области и ряде других регионов.

Идейное воспитание молодёжи левые силы всегда выдвигали на одно из первых мест. Ещё в 1907 году в Германии, сразу после завершения конгресса Второго Интернационала, прошла первая международная конференция социалистических организаций молодёжи. Результатом стало создание Международного юношеского бюро. Активное участие в этой работе принимали В.И. Ленин, К. Либкнехт, К. Цеткин и другие коммунисты.

Конференция социалистических юношеских организаций в 1910 году в Копенгагене приняла решение о присоединении ко Второму Интернационалу. Перед Первой мировой войной в Международное юношеское бюро входили 15 молодёжных союзов, объединявших 170 тысяч человек.

Много внимания работе с юными товарищами уделяли большевики. Они отвергали мещанское, продиктованное волей капитала мнение, что юношей и девушек нельзя-де вовлекать в политику. Да, вовлекать их в грязную буржуазную политику — крайне нежелательно. Но в борьбе за светлые идеалы, за социализм молодёжь может и должна шагать в первых рядах.

«Всякое осуждение вовлечения в политику, хотя бы и «раннего», есть лицемерие и обскурантизм», — подчёркивал ЛенинБольшевистская партия была партией молодёжи. К началу социалистической революции половину РСДРП(б) составляли партийцы в возрасте от 26 до 35 лет. А ведь тогда, сто лет назад, «политический прилавок» России был очень широк. На нём лежали программы кадетов, эсеров, меньшевиков, анархистов, монархистов, националистов разных мастей. Но народные массы — рабочие, крестьяне, думающая интеллигенция — поддержали большевистский «красный» проект. В нём они разглядели возможность спасти и возродить Россию.

Искупавшись в трёх водах, герой русских сказок, вездесущий Иванушка, преобразился в прекрасного молодца. Так и наша Родина, совершив революцию и разгромив полчища интервентов с их пособниками, сбросила с себя всё отжившее, старое, тянувшее её на дно. Она преобразилась и стала лидером мирового прогресса.

Патриотизм интернационалистов

Советский патриотизм соединил два начала: трепетное отношение к Родине, воспитанное русской культурой, и большевистский идеал справедливого мироустройства. Классовое в советском патриотизме не отрицало национальное, а опиралось на него. Соединение принципов патриотизма и интернационализма в общественном воспитании стало лучшим ответом СССР и на возраставшую угрозу фашизма.

Середина 1930-х годов была отмечена постоянным обращением к традициям русского народа. 2 мая 1933 года в Кремле на завтраке для участников первомайского военного парада прозвучала первая из известных сталинских здравиц за русский народ. 5 марта 1934 года по инициативе И.В. Сталина Политбюро ЦК ВКП(б) рассмотрело вопрос: «О постановке преподавания гражданской истории в школах». В результате появились важные решения.

15 мая 1934 года было принято Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О преподавании гражданской истории в школах СССР». Определялись пути перехода к преподаванию истории с позиций патриотического воспитания. В средней школе вместо необязательных факультативов создавалась стройная система преподавания истории.

С 1 сентября 1934 года восстанавливались исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. К 1938 году истфаки действовали уже в 13 крупнейших университетах Союза ССР. В вузы были возвращены историки «старой школы» Ю.В. Готье, В.Г. Дружинин, М.К. Любавский, В.И. Пичета, Е.В. Тарле, Л.В. Черепнин и другие.

18 апреля 1934 года Политбюро ЦК ВКП(б) принимает специальное решение об использовании понятия «Родина» в ходе первомайских демонстраций. 9 июня 1939 года передовица «Правды» провозглашала высшей доблестью «советский патриотизм», «любовь и преданность своей Родине». Высшим законом жизни назывались слава, мощь и благосостояние Советского Союза.

Вопрос о характере учебников по истории СССР стал ключевым в перестройке исторического образования. В 1936—1937 годах был проведён конкурс на создание учебника для начальной школы. Премию получило пособие под редакцией А.В. ШестаковаНа первый план в нём выдвигались фигуры защитников и собирателей российского государства.

С середины 1930-х годов наметилось смягчение отношения власти к церкви. Как национальный герой прославлялся канонизированный Русской православной церковью князь Александр Невский  организатор отпора шведским феодалам и немецким крестоносцам. Конституция СССР 1936 года предоставила духовенству гражданские права наравне с трудящимися.

В предвоенных романах, пьесах, кинофильмах воспитывалась гордость за свою страну и народ. Таковы были пьеса В.А. Соловьёва «Фельдмаршал Кутузов», исторические романы «Севастопольская страда» С.Н. Сергеева-Ценского«Дмитрий Донской» С.П. Бородина. Созвучным времени оказался созданный А.Н. Толстым образ Петра I и его эпохи. Зазвучали объективные оценки Ивана Грозного. Большой зрительский интерес вызывали фильмы лучших режиссёров о героических страницах прошлого.

В 1937 году в СССР были всенародно проведены Пушкинские дни. 10 февраля в Большом театре торжественно заседал Всесоюзный Пушкинский комитет, а в центре Москвы прошёл массовый митинг. В этот день «Правда» писала: «Пушкин глубоко национален, поэтому он стал интернациональным поэтом... Русский народ вправе гордиться своей ролью в истории, своими писателями и поэтами». По всей стране открывались памятники и школы имени А.С. Пушкина. Проводились научные конференции, вечера, утренники.

В сентябре 1937 года масштабно прошли мероприятия в честь 125-летия Бородинской битвы. Была реставрирована знаменитая батальная панорама Ф.А. Рубо и памятники в честь сражения.

Масштабно были отмечены 750-летие «Слова о полку Игореве», 230-летие Полтавской битвы, 125-летие со дня рождения М.Ю. Лермонтова, 100-летие со дня рождения П.И. Чайковского, юбилей М.В. Ломоносова. Празднование памятных дат способствовало распространению исторических знаний, повышало общий уровень культуры. Эта работа объединяла советский народ, выступала мощным фактором патриотического воспитания.

Советский патриотизм прошёл через суровые испытания Великой Отечественной войны. Он стал главной духовной основой Победы в борьбе с самой реакционной идеологией и порождённой ею машиной массового истребления людей. Патриотические устремления граждан СССР «не повисали в воздухе», не отрывались «от почвы». Они вырастали на героических примерах всей российской истории.

Были прочно сформированы образы народных героев, защитников Отечества, борцов за правду, добро и справедливость. В этом ряду соседствовали Степан Разин и Емельян Пугачёв, Николай Чернышевский и Виссарион Белинский, Александр Матросов и Зоя Космодемьянская. Возвышались образы государственных деятелей и полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Владимира Ленина, Феликса Дзержинского, Иосифа Сталина, Климента Ворошилова, Георгия Жукова, Константина Рокоссовского, Ивана Конева. Все они прочно вошли в массовое сознание как яркие примеры беззаветного служения Родине и народу.

Идейно советский патриотизм был тесно скреплён с пролетарским интернационализмом. Широко обращаясь к русской истории, он не сводился к «русскому патриотизму». Сугубо этническое уступало в нём место общенародному. Сильной стороной этой концепции стал синтез патриотизма всех народов СССР с «общесоюзным патриотизмом». Это цементировало многонациональное социалистическое государство.

Продолжая интернациональные традиции, КПРФ выступает за укрепление солидарности левых сил на планете. Мы участвуем в Международных встречах коммунистических и рабочих партий, поддерживаем практику форумов левых сил, развиваем двусторонние контакты.

Вслед за великими победами СССР лучшей агитацией в пользу социализма являются успехи Китайской Народной Республики. Сразу после пленума ЦК для знакомства с опытом КНР в Пекин вылетает наша новая партийная делегация. КПРФ убеждена, что успехи Китая в экономике и политике, в социальной жизни, в науке и культуре приобретают универсальное значение, становятся примером для других стран.

Боевой характер советского искусства

Достойный вклад в дело преображения и защиты Родины внесло советское искусство. Союзы писателей, художников, театральных деятелей нацеливали творческие силы СССР на участие в социалистическом созидании.

«Вы должны твёрдо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино», — заявил В.И. Ленин А.В. Луначарскому в феврале 1922 года. После публикации их беседы в журнале «Советское кино» в 1933 году эта фраза стала крылатой. Она облетела мир, указывая на место кино в острой идейной борьбе труда и капитала. Огромная роль кинематографа в патриотическом воспитании масс стала неотъемлемой частью великой советской эпохи.

В 1930-е годы на экраны большой страны вышли кинокартины, мощно влиявшие на сознание миллионов людей. Они вбирали всё лучшее из сценического искусства, особенно из системы К.С. Станиславского. Советское кино находилось на передовой технического прогресса, не уступало продукции Голливуда и даже превосходило её. Главное, что отличало советские фильмы, это безграничная вера в светлое будущее человечества, готовность жертвовать собой во имя высоких идеалов, ради свободы и процветания социалистической Родины.

Патриотическими идеями пронизана классика советского кино: «Тихий Дон» (1930 г.), «Путёвка в жизнь» (1931 г.), «Чапаев» (1934 г.), «Мы из Кронштадта» (1936 г.), «Волочаевские дни» (1937 г.), «Александр Невский» (1938 г.), «Минин и Пожарский» (1939 г.), «Александр Суворов» (1940 г.), «Богдан Хмельницкий» (1941 г.), «Валерий Чкалов» (1941 г.), «Как закалялась сталь» (1942 г.), «Михаил Кутузов» (1943 г.) и другие картины.

Великая Отечественная война потребовала предельной мобилизации физических и духовных сил советского народа. Киноискусство поддерживало высокий моральный дух, формировало уверенность в победе над врагом. Выдающийся режиссёр Г.В. Александров говорил: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяли все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины».

С началом войны на первое место в кино вышла хроника. Благодаря ей граждане хорошо знали обстановку на фронте и в тылу. В съёмках хроники участвовало более 150 операторов: и опытные мастера, и молодёжь, и выходцы из художественного кино. Они находились в гуще событий, шли в атаку вместе с бойцами, боролись в партизанских отрядах. Многие героически погибли.

Регулярно выходили выпуски «Союзкиножурнала», киножурнала «Новости дня»«Фронтовые киновыпуски» и документальные фильмы. Выходили научно-популярные работы для бойцов РККА о советской и зарубежной военной технике, о тактике ведения боя. Важную роль играли инструктивные фильмы для населения, разъяснявшие правила поведения в той или иной ситуации. Сегодня этот советский опыт следует внимательно изу-чать и адаптировать к реалиям проведения специальной военной операции.

Уже в годы Великой Отечественной были созданы документальные фильмы о военных событиях: «Разгром немецких войск под Москвой» (1942 г.), «Сталинград» (1943 г.), «Орловская битва» (1943 г.), «Битва за нашу Советскую Украину» (1943 г.), «Берлин» (1945 г.), «Разгром Японии» (1945 г.). Были сняты фильмы о борьбе в тылу врага: «Ленинград в борьбе» (1942 г.), «Народные мстители» (1943 г.).

Значительная часть киноработ после войны продолжала тему патриотизма. Они рассказывали о выдающихся революционерах, полководцах, учёных, простых людях, их роли в судьбе страны. В числе таковых: «Адмирал Нахимов» (1946 г.), «Академик Иван Павлов» (1949 г.), «Белинский» (1951 г.), «Адмирал Ушаков» (1953 г.), «Герои Шипки» (1954 г.), «Добровольцы» (1958 г.), «26 бакинских комиссаров» (1965 г.), «Михайло Ломоносов» (1955 г.), «Звезда пленительного счастья» (1975 г.), «Пётр Первый» (1980 г.), «Багратион» (1985 г.), «Война и мир» (1965—1967 гг.), сериал-драма «Вечный зов» (1973—1983 гг.) и другие. В фильме «Офицеры» 1971 года прозвучала знаменитая фраза советского офицера и коммуниста: «Есть такая профессия — Родину защищать». Подчёркивая беззаветную любовь к Родине истинных патриотов, эти слова остались актуальными навсегда.

Целый ряд комитетов КПРФ и ЛКСМ РФ имеют опыт организации киноклубов, знакомят с шедеврами советского киноискусства. Активно использует это великое наследие редакция канала «Красная Линия». К его смыслам и значению обращаются авторы «Правды» и «Советской России».

Патриотическое кинонаследие СССР огромно. Это национальное достояние должно тщательно сберегаться. Сейчас, когда над Родиной вновь сгустились тучи, его особенно важно донести до новых поколений. Министерство культуры России, как и министерство просвещения, призваны гарантировать нашим гражданам возможность постоянно соприкасаться с этим удивительным пластом нашей культуры. Для фракции КПРФ в Госдуме эти вопросы должны являться объектом постоянного и пристального внимания.

Категории: КПРФ

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
02:15
Художественный фильм «Овод» (12+)