Уроки китайского. Борьба с бедностью

17 июня 2019 15:44

В 2012 году Россия и Китай в последний раз соседствовали в рейтинге стран по уровню бедности (10,7% в России и 10,2% в Китае). С тех пор доля бедного населения в нашей стране, по официальным данным, выросла до 12,9%, а власти пока только обещают снизить этот показатель вдвое к 2024 году. Тогда как Китай планирует победить бедность уже в следующем году. И, судя по динамике цифр, эти планы не кажутся утопичными.

Всем известен секрет идеального английского газона – стрижем, поливаем, стрижем и опять поливаем – и так регулярно, на протяжении 300 лет. Китай озаботился проблемами доходов населения тоже не вчера. Еще в 1978 году по инициативе крыла прагматиков Коммунистической партии Китая, возглавляемых Дэн Сяопином, в стране начались экономические преобразования, направленные на устранение неравенства между бедными и богатыми областями. В историю они войдут как политика реформ и открытости, а их главным отличием была четкая локальная направленность. Работают эти реформы и по сей день – по данным Государственного бюро статистики Китая, за период с 1978 по 2018 годы удалось вывести из бедности более 750 млн человек.

Но, несмотря на то, что Китай для России сейчас – главный экономический партнер (товарооборот с КНР в 2018 году вырос до $108 млрд), опыт восточного соседа по борьбе с бедностью наши власти перенимать не спешат. Хотя это было бы абсолютно оправданно, учитывая похожую структуру бедности двух стран, где наиболее социально незащищенными оказываются жители сельской местности и семьи с детьми.

Именно селяне первыми ощутили на себе действие экономических реформ в Китае. В слаборазвитых районах было много крестьян. Китайские власти за счет земельной реформы смогли мотивировать жителей заняться производством, параллельно увеличив цены на зерно и сельскохозяйственные продукты. Это позволило увеличить реальные доходы местного населения и одновременно развить внутренний рынок. Только за первые семь лет количество бедных сократилось почти на 18 млн человек.

В сегодняшней России подобное представить трудно, и последняя сельскохозяйственная перепись это наглядно показала. За период с 2006 по 2016 годы число сельскохозяйственных организаций сократилось на 40%, а количество фермерских хозяйств и того больше – на 46%. Все это – следствие политики поощрения крупных агрохолдингов, получающих господдержку в сотни миллиардов рублей (300 млрд рублей в 2019 году).

В 90-х годах власти продолжили вводить многочисленные программы по борьбе с бедностью. Одно из направлений – адресная помощь в виде субсидий регионам с высокой концентрацией бедных. Беднейший регион страны – Республика Тыва, уровень бедности там превышает 41,5%. Однако среди регионов, получивших самый большой объем дотаций в 2018 году, ее нет. Зато в этом списке присутствует Москва.

С 2006 года в Китае отменили самый древний, введенный еще до нашей эры, сельскохозяйственный налог. А в 2018 году Всекитайское собрание народных представителей увеличило порог зарплаты, не облагаемой подоходным налогом, до эквивалента в $750 (ранее составлял $600). Стоит отметить, что в Китае действует прогрессивная шкала налогообложения.

Еще один китайский проект, направленный на ликвидацию бедности, – это переселение бедных жителей. Специально для этих целей начиная с 2012 года из бюджета было выделено 40,4 млрд юаней, 140 млрд юаней было привлечено через частные вложения, 38 млрд юаней получено из средств местных администраций. Переселили почти 12 млн человек.

В России люди тоже переселяются. Но если в КНР это происходит с применением научного планирования, то у нас ничего подобного нет, что сильно влияет на неравномерное развитие регионов. Согласно данным Аналитического центра при правительстве РФ, в стране с 2008 по 2016 годы лишь в трех федеральных округах наблюдался миграционный прирост – в Центральном, Северо-Западном и Южном. «Учитывая, что в число федеральных округов, лишившихся населения в процессе внутренней миграции, входят субрегионы, имеющие стратегическое значение с точки зрения как географического положения, так и экономического потенциала (Урал, Сибирь, Дальний Восток), сложившиеся направления межокружных миграционных потоков нельзя признать оптимальными», – говорится в отчете.

Китайский бизнес тоже не остался в стороне от борьбы с бедностью. Для частных предприятий создали свой проект, получивший название «10 000 предприятий помогают 10 000 деревень», в рамках которой фирмы оказывают поддержку целым уездам. Так, например, возник феномен «деревни Taobao» (Taobao.com – онлайн-магазин), к которому в 2018 году присоединились 600 деревень. Люди из этих населенных пунктов занимаются всем, что связано с интернет-торговлей: обслуживание, логистика, а кто-то – например, те же фермеры или ремесленники – может реализовать свой товар с помощью этой площадки.

У нас же большой вопрос, кто кому помогает – бизнес людям или наоборот. На ум сразу же приходит возмещение ущерба от западных санкций крупным компаниям за счет федерального бюджета.

Но мало поставить людей на ноги. Нужно помочь им утвердиться в новом для себя имущественном статусе, обрести стабильность. Для этого власти Китая параллельно с экономическими реформами занялись и социальными преобразованиями. Прежде всего, это обеспечение доступности качественного образования для детей из неблагополучных семей, улучшение уровня медицинского обслуживания. В период с 2012 по 2015 гг. школам, находящимся в проблемных районах, выделили 83,1 млрд юаней на повышение качества образования. Городские больницы берут шефство над уездными госпиталями, помогают им возместить недостаток квалифицированного персонала.

   Здесь сравнение тоже не в пользу России, где число школ и больниц неумолимо сокращается. С 2000 по 2018 гг.закрылось больше 20 тысяч школ, а количество больниц с 2000 по 2016 гг. уменьшилось почти в два раза – с 10,7 тысяч до 5,4 тысяч.

Главным отличием бедности в России долгое время было существование так называемых «работающих бедных». Несмотря на норму, существовавшую в Трудовом кодексе с 2002 года, минимальный размер оплаты труда был ниже прожиточного минимума. Только в мае 2018 года эти показатели наконец уравняли.

   Теперь трудящиеся бедными у нас официально не являются – Росстат составляет статистику, привязывая ее к прожиточному минимуму, что выливается в споры о реальном уровне бедности в стране. По оценкам экспертов, которые склонны использовать в своих исследованиях так называемый депривационный подход (анализ потребления товаров и услуг), доля людей в России, живущих за чертой бедности, составляет 24,8-25,2%. В Росстате это тоже видят, поэтому обещают с 2020 года внести поправки в методику расчета бедности.

Ликвидация бедности стала одним из пунктов нового президентского майского указа (хотя прошлые майские указы еще до конца не выполнены). Цель – снизить уровень бедности вдвое в ближайшие шесть лет. Правда, смущают «овраги» в виде слабого экономического роста. Например, в этом году экономисты ожидают рост ВВП на уровне 1,3%, когда у того же Китая эти показатели в разы выше – 6,2%. И это при том, что сам ВВП Китая, как семь российских экономик.

При этом внимание президента к проблеме бедности не помогло ей оформиться в самостоятельный нацпроект. Как признают профильные ведомства, борьба с бедностью оказалась размыта по другим нацпроектам. И четкого плана по выходу на заданные показатели нет. Пока Минтруд лишь анонсировал запуск пилотных проектов в восьми регионах с целью провести анализ причин бедности, разработать механизмы увеличения доходов граждан и снижения бедности. Самая конкретная из упомянутых властями мер – это социальный контракт, в рамках которого человек может найти работу, пройти обучение новой профессии или даже заняться предпринимательством.

А на прошлой неделе появилась новость, что десять российских регионов с самыми низкими экономическими показателями получат своих кураторов в правительстве. В этой роли будут выступать федеральные министры, то есть те же самые люди, которые и ввергли страну в кризис. Они будут отбирать приоритетные проекты для федерального финансирования, а также подготовят меры для ускорения развития регионов. Возглавлять эту группу будет экс-министр спорта Виталий Мутко. Видимо, никого компетентнее на эту должность не нашлось.

На недавнем международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге президент Путин заявил, что задача войти в «пятерку» крупнейших экономик мира, в конечном счете не самоцель, а только средство. «Нам нужно выйти и закрепиться на среднеевропейском уровне по всем основным параметрам, отражающим качество жизни и благополучия людей», – сказал президент, подчеркнув, что именно для этого и сформированы национальные цели по росту экономики и доходов граждан, сокращению бедности, на это направлены национальные проекты. Однако целостного подхода как не было, так и нет. Невозможно обойтись косметическим ремонтом разных частей здания, когда фундамент дома обваливается. Китай достиг успеха только после того как все государство начало работать на достижение главной цели по единому плану. Российские власти о таком плане, как представляется, даже не задумываются.

Редакция телеканала «Красная Линия»

Последние подробности

Прямой эфир
08:45
«МультУтро» (6+)