Что решает президент?

12 июля 2019 12:00
Что решает президент?
Фото: ТАСС

Только пятнадцать процентов россиян абсолютно уверены в том, что проблемы, поднятые в ходе недавней «прямой линии» президента Путина, будут решены, сообщил «Левада-центр». При этом каждый десятый респондент считает, что проблемы не будут решены, а 19 процентов полагает, что, скорее всего, их решить не удастся. 

К сожалению, социологи «Левада-центра» не выяснили у участников опроса, какие конкретно проблемы они имеют в виду. Ведь речь на более чем четырехчасовой «прямой линии» шла о многом – от доступности первичной медицинской помощи в российской провинции до перспектив беспилотных автомобилей, тестируемых компанией «Яндекс».

Тем не менее уже сейчас можно практически со стопроцентной вероятностью предсказать, какие проблемы из числа обсуждавшихся на «прямой линии» все-таки будут решены, причем в ближайшее время. Например, не следует сомневаться, что уровень оплаты труда работников подразделений пожарной охраны МЧС России в 2019 году действительно будет доведен до 24 тысяч рублей в месяц, как и обещал президент. Ведь на той же «прямой линии» Путин признался, что решение уже принято и в текущем году министерству по чрезвычайным ситуациям выделяется на эти цели 4,4 миллиарда рублей. «Мы буквально в последние несколько месяцев с министром Зиничевым об этом много раз говорили, и он постоянно ставил вопрос в правительстве на этот счет», – рассказал президент. Иными словами, проблема еще до «прямой линии» была проработана с МЧС и министерством финансов, деньги выделены, об этом объявлено на всю страну. Невозможно вообразить, что при таком уровне подготовки мизерные зарплаты пожарных останутся на прежнем уровне.

Также достаточно высок уровень проработки вопроса о повышении ежемесячных выплат по уходу за ребенком до трех лет, готовятся налоговые послабления для застройщиков. Это темы текущей повестки дня правительства, и Путин лишь подвел под ними своеобразную политическую черту, сказал о том, что уже практически решено. А нужные вопросы на «прямой линии» появились как-то сами собой. Или же успшено сработали ее организаторы.

Можно надеяться, что не останется без некоторого продвижения вопрос о выполнении путинских указов 2012 года в части повышения зарплат бюджетникам, особенно медработникам. Ситуация с этими указами – откровенный позор для власти, хотя организаторы «прямой линии» и не акцентировали на этом внимание. Очередной раз вступив в президентскую должность в мае 2012 года, Путин поставил задачу к 2018 году довести среднюю зарплату врачей до двукратного уровня от средней зарплаты по региону, а зарплату младшего и среднего медперсонала сравнять с ней. 2018-й давно прошел, а через семь с лишним лет после появления президентского указа Счетная плата сообщила, что в 50 из 85 регионов его так и не выполнили. Специалисты РАНХиГС уточнили, что численность медработников среднего звена за эти годы снизилась в два с лишним раза, с 687 тысяч до 299 тысяч человек. Иными словами, все это время санитарок сокращали, переводили на должности уборщиц, хотя их обязанности при этом не менялись, «оптимизировали» здравоохранение всеми правдами и неправдами, но названных президентом показателей так и не достигли. И не известно, достигнут ли. Председатель правительства Медведев должен прийти к Путину с докладом по этому вопросу, а в помощь ему назначен генеральный прокурор Чайка. Так распорядился сам Путин по итогам «прямой линии».

Однако все это – детали. Главная проблема, которая волнует сегодня абсолютное большинство людей в России – низкий уровень доходов и уровень жизни. Россия, если брать ее в целом, – откровенно бедная страна. Страна работающих бедняков и нищих пенсионеров. Страна, где появление ребенка делает среднестатистическую семью заметно беднее. Где женщины отказываются от рождения даже одного малыша из-за боязни за то, что не смогут обеспечить ему достойную жизнь.

Не это ли имели в виду респонденты «Левада-центра», сказавшие, что решить проблемы не удастся? Ведь почти за всем, что говорил президент на «прямой линии», за вопросами ведущих и участников «из народа», сквозило одно: люди в России живут очень бедно и тяжело. Путин отвечал, что для повышения уровня жизни граждан нужно прорывное развитие, и на это направлены национальные проекты. «Нам нужно изменить структуру нашей экономики, нам нужно, безусловно, сделать ее высокотехнологичной, цифровой, включать элементы искусственного интеллекта, развивать беспилотники, развивать инфраструктуру. Все только для чего? Для того, чтобы толкнуть производительность труда и на этой базе обеспечить рост благосостояния граждан», – вот что прямым текстом заявил президент Путин.

Так будет ли решена эта самая главная проблема? К 2024 году и вообще когда-нибудь? Производительность труда в России одна из самых низких в Европе – и это уровень не просто последних лет, но последних десятилетий. Меньше 26 американских долларов за человеко-час, и пока нет никаких признаков того, что этот показатель будет расти. Для роста производительности труда, а следом и всей экономики, и доходов граждан, нужны капитальные вложения, которых пока нет в достаточном количестве, нужны современные и производительные технологии, которых у России очень мало, нужны миллионы хорошо обученных профессионалов. Наконец, и это главное, нужна новая промышленность – не добывающие сырьевые и низкопередельные отрасли, как сегодня, а новая индустрия XXI века.

Кому Путин должен поручить создать все это по итогам своей «прямой линии»?

Редакция телеканала «Красная Линия» 

Последние подробности

Прямой эфир
06:45
Художественный фильм «Третий удар» (12+)