Суд во Владикавказе осудил десятерых оперативников на 56 лет за пытки и смерть невиновного

29 июля 2021 18:00

Ленинский районный суд Владикавказа вынес обвинительный приговор 10 полицейским оперуполномоченных по делу о смерти Владимира Цкаева после допроса с применением пыток

Как напоминает «Росбалт», 39-летнего жителя Владикавказа Владимира Цкаева задержали и доставили в отделение полиции Иристонского района Владикавказа в октябре 2015 года. Мужчину подозревали в нападении на сотрудника полиции Романа Плиева. Согласно версии следствия, в отделе полиции Цкаев умер после допроса и пыток со стороны полицейских. Они душили его пакетом и избивали – это позднее подтвердила и судмедэкспертиза.

Позже выяснилось, что Цкаев невиновен – в нападении на Плиева признался житель Владикавказа Марат Букулов. Он пояснил, что это была самооборона. Букулова приговорили к 2,5 года заключения.

Как сообщили «Росбалту» в правозащитной организации «Зона права», Алан Хохоев, Георгий Цомаев и Шота Майсурадзе получили по 10 лет колонии строгого режима; Сослан Ситохов – 8 лет общего режима; Алан Бигаев – 4 года общего режима; Олег Дзампаев, Азамат Цугкиев и Спартак Бузоев – по 3 года общего режима; Владимир Валиев и Ацамаз Датиев – по 2,5 года общего режима.

Гособвинитель просил намного более сурового наказания: троим из них запросили 13 лет строгого режима, одному – 13 лет общего, четверым – 8 лет общего и еще двоим – 6 и 6,5 общего.

Сотрудники полиции обвинялись в превышении должностных полномочий, служебном подлоге и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего.

Подробности

Как пишет «Зона.медиа», Цкаева первоначально доставили в отделение для опроса, но там сразу начали пытать и требовать признаться в преступлении.

Пытки с короткими перерывами продолжались примерно с двух часов дня до шести вечера, считает следствие: полицейский Майсурадзе то снимал пакет, чтобы Цкаев мог вздохнуть, то снова перекрывал ему дыхание. Оперативники Цомаев и Хохоев в это время били и пинали задержанного, останавливаясь только в те моменты, когда он терял сознание. В один из таких перерывов Майсурадзе снял пакет, уложил Цкаева на пол животом вниз, оставив руки скованными за спиной, и несколько раз ударил обутой ногой по голове. Примерно в шесть вечера двое оперативников ушли, и Майсурадзе около часа продолжал пытки в одиночестве, пока не уехал на обыск в доме в Цкаева.

Майор полиции Сослан Ситохов, начальник отделения по раскрытию имущественных преступлений угрозыска Иристонского ОВД, приехал на работу около семи часов вечера. Он уже знал, что Цкаев не признался в нападении на омоновца и, как считает следствие, решил самостоятельно выбить из него показания. Ситохов зашел в кабинет № 57, обмотал задержанному руки скотчем и около часа бил, пока тот вновь не потерял сознание.

На этот раз привести его в чувство полицейским не удалось.

Спустя несколько часов полицейские вызвали скорую, Цкаев в себя уже не приходил и спустя несколько часов умер в реанимации. На следующий день к приходу родственников в морге успели «вскрыть, обработать и почистить» погибшего – труп уже забальзамировали без согласования с ними. Вскрытием руководила врач Дзерасса Цалоева, которая в своем заключении указала, что причиной смерти стала острая сердечно-сосудистая недостаточность.

Новость о его гибели после допроса в полиции быстро облетела Владикавказ. На следующий день не менее двухсот человек вышли на акцию против полицейского произвола. Они несли в руках плакаты с фотографиями из морга – черные синяки на лице и теле Владимира крупным планом.

Возмущение демонстрантов подогревало сообщение, опубликованное в тот день на сайте МВД Северной Осетии. В пресс-релизе ведомства говорилось, что Владимир в ходе допроса «вел себя неадекватно, угрожал, что если сотрудники его не отпустят, то он сам себе причинит телесные повреждения» и пожалуется в прокуратуру.

«Он внезапно встал со стула и, упав на колени, лобной частью головы нанес несколько ударов об пол. Сотрудники полиции пресекли его действия и далее продолжили беседу», – утверждали в МВД; состояние задержанного ухудшалось, поэтому полицейские вызвали врачей. В тот же день сообщение на сайте ведомства отредактировали, удалив все подробности происшествия.

Толпа прошла вдоль реки Терек, пересекла центральные улицы города и оказалась перед зданием управления МВД по Северной Осетии. Оттуда к собравшимся вышел глава ведомства Артур Ахметханов, который заверил, что уже назначил служебную проверку и отстранил от службы нескольких сотрудников Иристонского райотдела. Митингующие двинулись дальше и дошли до дома правительства, где с ними встретился глава Северной Осетии Тамерлан Агузаров, пообещавший, что все виновные в смерти Цкаева будут наказаны.

Родственники настояли на проведении еще одной судмедэкспертизы, и 2 ноября тело в гробу отвезли на повторное вскрытие. Проводившая эту экспертизу Наталья Олейник заключила, что Владимир Цкаев умер от асфиксии.

Больше двух лет спустя, в январе 2017-го, родные и друзья убитого снова вышли на митинг к Дому правительства. Они требовали довести, наконец, до конца расследование смерти Владимира Цкаева.

К концу 2016 года все обвиняемые вышли из СИЗО под подписку о невыезде. Предварительные заседания начались в Ленинском районном суде Владикавказа только в октябре 2018 года и затянулись до февраля 2019-го: адвокаты обвиняемых просили вернуть дело в прокуратуру и исключить некоторые свидетельские показания, экспертизы и акт исследования тела Цкаева; защитники просили, чтобы процесс был закрытым, объясняя это множеством негативных комментариев в интернете.

***

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Чтобы подписаться на канал «Красной Линии» в Telegram, достаточно пройти по ссылке t.me/rlinetv с любого устройства, на котором установлен мессенджер, и присоединиться при помощи кнопки Join внизу экрана.

Категории: Общество

Похожие новости

Последние новости

Прямой эфир
08:45
«МультУтро» (6+)